Платные образовательные услуги

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Шахматы – это по форме игра, по содержанию –

искусство, а по трудности овладения – наука.

Шахматы могут доставить столько же радости,

сколько хорошая книга или музыка.

(Т. Петросян)

Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Несмотря на то, что шахматы – одна из древнейших игр, но в тоже время и самая современная игра, привлекающая все большее число поклонников во всем мире.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность

Игра дает ребенку-дошкольнику радость творчества и обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность, умение рассчитывать время, приучает ребенка к дисциплинированности, объективности. Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л.Венгером, В.Давыдовым, В.Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.

Игорь Георгиевич Сухин предлагает начинать обучение игре в шахматы как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.

Актуальность создания подобной программы обусловлена тем, что в дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, и, следовательно, необходимо совершенствовать методы, приемы и средства познавательного развития детей, использовать те, которые в значительной степени способствуют становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Шахматы – игра, помогающая подготовить дошкольника к скорому и успешному постижения общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математики. Занятия шахматами укрепляют память, учат мыслить логически, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, развивают воображение и аналитические способности, помогают вырабатывать организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись игрой, маленький непоседа становиться усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным.

К тому же, шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий взаимопониманию, укреплению дружеских и добропорядочных отношений. Не случайно девизом всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья». Обучение дошколят в игре в шахматы помогает выявить шахматные дарования.

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.

1. Познавательную. Играя в шахматы, ребенок учится мыслить, логически рассуждать, сравнивать, просчитывать свои действия, а также предвидеть реакцию соперника. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

2. Воспитательную. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

Шахматы учат дошкольников логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть результат, планировать свою деятельность, дисциплинируют мышление, воспитывают сосредоточенность, развивают память.

Таким образом, шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. Переходя от взрослых к детям, удивительная игра может стать средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.

Цели программы: Знакомство детей с игрой «шахматы»; формирование первичных умений игры в шахматы.

Задачи программы

  • Вызвать интерес воспитанников к игре в шахматы.
  • Познакомить с шахматными фигурами, их названиями и игровыми возможностями.
  • Познакомить с шахматным полем, основными понятиями (белые, черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр)
  • Познакомить с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.
  • Дать представления и формировать игровые умения приемов игры в шахматы (правила ходов и взятие фигур)
  • Учить детей играть шахматными фигурами не нарушая правил.
  • Формировать умения строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии (шах, мат, ничья)

Обучение игре в шахматы осуществляется на основе общих методических принципов:

Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;

Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

принцип психологической комфортностисоздание  образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса

принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

принцип вариативностиу детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Использование данных принципов позволяет рассчитывать на  проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели,  учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Процесс обучения игре в шахматы необходимо сделать максимально наглядным, доступным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Использование различных технологий позволит увлечь ребенка:

  • Развивающее обучение – при развивающем обучении ребёнок самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий.
  • Игровое обучение – влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутые действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
  • Эвристическое обучение позволяет подвести детей с помощью умелой постановки вопросов воспитателя и благодаря собственным усилиям к самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.

На начальном этапе работы преобладают:

игровой, наглядный и репродуктивный методы.

Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.

Наглядный – один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход.

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

  1. Дидактические игры и задания;
  2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
  3. Практическая игра;
  4. Теоретические занятия, шахматные игры;
  5. Шахматные турниры.

Обучение игре в шахматы – не самоцель, использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать потенциал, заложенный в мудрой игре.

Программа реализуется с детьми 5 -7 лет и рассчитана на   2 года обучения.

В кружке занимаются дети  детского сада , желающие научиться играть в шахматы.

Научной основой нашей программы стала теория  Петра Яковлевича Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, а также исследования   Якова Александровича Пономарёва о психологии творчества и стадиях развития внутреннего плана действий. Достоверность данной теории проверена временем.

 

И.Г. Сухин в книге «Шахматы для самых маленьких» предлагает к игре деревянных королей приобщать малышей с младшего возраста. Цель ее – не столько дать методику обучения будущих чемпионов, сколько привить малышам интерес к мудрой игре, ненавязчиво помочь им самим разобраться в силе фигур и, главное, содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учебы.

Внимание малыша необходимо тренировать, не переутомляя его одним и тем же занятием, а разнообразя его деятельность, вводя в нее новые игровые моменты.

В старшем возрасте можно построить процесс начального обучения шахматной игре. Весь вопрос лишь в том, чтобы сделать его максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально насыщенным, интересным и желанным.

В этой программе изложен новый, нестандартный подход к процессу обучения азам древней игры, предложенный И.Г.Сухиным, позволяющий приобщить к ней детей среднего возраста, ориентируясь на уровень психофизического развития ребенка. Двух занятий по 20–25 минут в неделю, как правило, достаточно, чтобы интерес к шахматам не ослабевал.

Разработанный сравнительно простой курс начального обучения шахматным азам И.Г. Сухиным, доступен детям с шестилетнего возраста. Предлагаемый курс создан с учетом мирового опыта преподавания шахмат и опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:

  • акцент не на спортивное совершенствование, а на планомерное и последовательное формирование умственных действий;
  • планирование учебного процесса таким образом, чтобы не было проигравших детей;
  • широкое использование игры на фрагментах шахматной доски;
  • применение нестандартных дидактических заданий и игр;
  • инсценировка оригинальных дидактических сказок;
  • детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
  • преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
  • выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»: фигура против фигуры;
  • неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат».

Разработанные дидактические задания и игры имеют несколько уровней сложности, максимально простые и учитывают знания и умения, свойственные для детей старшего дошкольного возраста.

Учебный план

Группа
часы Форма промежуточной аттестации
6-7 лет (1 год обучения) 56 занятий (28 часов) Мониторинг освоения программы 

Шахматный турнир в районе

Перспективный план.

Месяц Темы Часы
Октябрь «В стране шахматных чудес» 2
«Волшебная доска» 2
«Проспекты, улицы и переулки волшебной доски» 2
«Шахматные фигуры» 2
Ноябрь «Ни шагу назад» 2
«Прямолинейная, бесхитростная фигура» 2
«Вежливые слоны» 2
«Слоны против ладьи» 2
Декабрь «Могучая фигура» 2
«Ферзь против Ладьи и слона» 2
«Прыг, скок и вбок» 2
«Конь против Ферзя, Ладьи и Слона» 

Шахматный турнир»

1

Январь «Повторение» 2
«Король жаждет боя» 2
«Как ладья похудела» 2
«Шахматная викторина» 2
Февраль «Нотация шахматной доски» 2
«Волшебные квадраты» 2
«Непобедимый» 2
«Пешка. Превращение пешки» 2
Март «Шах. Шахматный турнир» 2
«Не иди король под шах» 2
«Мат. Ферзь, Ладья, Слон дают мат в один ход» 2
«Волшебный мир комбинаций» 2
Апрель 

 

««Здоровые телом – сильные духом» 2
«Отгадай задачу – сыщешь удачу» 2
«Любимая шахматная фигура» 1
«Шахматный турнир» 1
«В гостях хорошо, а дома лучше» 2

 

Перспективно – календарный  план.

Месяц Тема Программное содержание Методы и приёмы Материалы Часы
Октябрь «В стране шахматных чудес» Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес» 

Беседа по содержанию сказки

 

Беседа с использованием шахматной доски и фигур. 

 

Шахматная доска, шахматные фигуры, плакат. 2
«Волшебная доска» Чтение дидактической  сказки «Волшебная доска» с опорой на иллюстративный материал учебника. 

 

Беседа по содержанию сказки. Рассматривание шахматной доски. Шахматная доска и шахматные поля, учебник, тетрадные листы в клетку 16*16см, карандаши 2
«Проспекты, улицы и переулки волшебной доски» Закрепление изученного ранее материала. Работа над новым материалом: Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Беседа по содержанию сказки. Рассматриваем плакат и шахматную доску. Самостоятельная работа в тетрадях. Шахматная доска и шахматные поля, учебник. 

Тетрадь в клетку и карандаши.

2
«Шахматные фигуры» Чтение сказки «Чудесные фигуры» Знакомство с шахматными фигурами: белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?» Беседа по содержанию сказки. Рассматриваем шахматные фигуры. Дидактические игры. Шахматная доска и шахматные поля. Комплекты шахматных фигур по количеству детей. 2
Ноябрь «Ни шагу назад» Чтение дидактической сказки. 

Рассказ о пешке. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин». Д/и «Волшебный мешочек»

 

Беседа по содержанию сказки. Дидактические игры. Рассматриваем плакат и шахматную доску. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Прямолинейная, бесхитростная фигура» Чтение дидактической сказки. Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Беседа по содержанию сказки. Рассматриваем Ладью. Дидактические игры и непосредственная игра детей между собой. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Вежливые слоны» Чтение продолжения сказки. Отгадывание загадки о слоне. 

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

 

Беседа по содержанию сказки. Рассматриваем Слона и расположение на доске. Показ руководителя кружка и игра детей между собой. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Слоны против ладьи» Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры, «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона), Повторение пройденного материала. Игра детей между собой. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
Декабрь «Могучая фигура» Чтение дидактической сказки. Ввести понятие – Ферзь. Положение Ферзя на шахматной доске. 

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

Беседа по содержанию сказки. Рассмотрение расположения Ферзя на доске. Показ руководителя. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Ферзь против Ладьи и слона» Отрабатывание практических навыков игры Ферзём. Дидактическая игра. Дидактические игры, объяснение, показ руководителя. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Прыг, скок и вбок» Чтение отрывка из сказки. Место коня в начальном положении. Рассказать и показать сложность ходов коня. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания Беседа по содержанию. Объяснение руководителя и показ. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Конь против Ферзя, Ладьи и Слона» 

Шахматный турнир

Продолжаем знакомство с шахматной фигурой – Конь. 

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».

Показ, объяснение и напоминание руководителя кружка. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
Январь Повторение Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода» Напоминание и объяснение. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Король жаждет боя» Чтение продолжения сказки. Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Беседа по содержанию сказки. Показ и объяснение. Непосредственная игра между детьми. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Как ладья похудела» Чтение сказки и обсуждение содержания. 

Ответы на вопросы из «Шахматной шкатулки». Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

Беседа по содержанию сказки показ и объяснение. Вопросы и ответы. Напоминание. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Шахматная викторина» Решаем весёлые шахматные задачки и отвечаем на шахматные вопросы. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
Февраль «Нотация шахматной доски» Чтение продолжения сказки. Непосредственная игра между детьми. Беседа по содержанию сказки.  Непосредственная игра между детьми. Напоминание и поощрение. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Волшебные квадраты» Рассказ о волшебном квадрате, который король использует в игре. «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Ограничение подвижности». Беседа по содержанию сказки. Напоминание и показ руководителя. Дидактические игры и решение шахматных задач. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Непобедимый» Чтение продолжения сказки и  разбор  её содержания. Решение дидактических задач. Беседа по содержанию сказки. Напоминание и показ. Решение шахматных задач. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Пешка. Превращение пешки» Объяснение как происходит превращение пешки в другие фигуры. Дидактические игры. Объяснение, показ. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
Март «Шах. Шахматный турнир» Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Объяснение и показ. Рассматривание шахматной доски. Вопросы детей. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Не иди король под шах» Объяснение нового материала. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля». Объяснение, показ и контроль. Решение шахматных задач. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Мат. Ферзь, Ладья, Слон дают мат в один ход» Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат». 

 

Объяснение, напоминание и показ. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Волшебный мир комбинаций» Чтение продолжения сказки. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,»Ограничение подвижности». Беседа по содержанию сказки. Напоминание и поощрение. Дидактические игры. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
Апрель «Шахматный турнир» Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода» Напоминание, контроль и поощрение. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 1
«Отгадай задачу – сыщешь удачу» Чтение продолжения сказки. Решение дидактических задач. Беседа по содержанию сказки. Напоминание и поощрение, контроль. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Любимая шахматная фигура» Повторение пройденного материала. Напоминание, поощрение и контроль. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 1
«Здоровые телом – сильные духом» Чтение продолжения сказки. Шахматный турнир между детьми. Беседа по содержанию сказки. Напоминание, поощрение и контроль. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«В гостях хорошо, а дома лучше» Чтение сказки: «В гостях хорошо, а дома лучше». Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. Беседа по содержанию сказки. Напоминание и поощрение. Контроль. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 1
«Шахматный праздник» Шахматный Праздник  по сценарию с проведением шахматного турнира. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 1

Планируемые результаты освоения основной Программы (первый год)

  • Дошкольники проявляют интерес к игре в шахматы.
  • Различают шахматные фигуры от других по форме и цвету.
  • Знакомы с шахматной доской,
  • Дети по – своему расставляют шахматные фигуры и с удовольствием играют в них
  • Дошкольники проявляют желание учиться играть в шахматы.
  • Дети знают названия шахматных фигур и умеют отличать их друг от друга.
  • Дети умеют ориентироваться на шахматном поле.
  • Владеют умением играть «по частям» (фрагменты игры)

 

Мониторинг реализации программы

Мониторинг подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (1 год)

Количественный анализ результатов мониторинга:

 

№ п\п Фамилия, имя ребенка Знание шахматных фигур Шахматная доска Проявление фантазии в игре с шахматными фигурами Увлечение игрой Итог
Умение отличать фигуры по цвету и форме Знает некоторые названия шахматных фигур (королева, пешка, конь) Основные характеристики (квадратная и ее клетки окрашены в темный и светлый цвет) Расположение между соперниками: справа от каждого игрока угловое поле будет белого цвета

Качественный анализ

 

№ п/п Название кружка Показатели, наиболее успешно освоенные детьми Показатели, которые недостаточно освоены детьми. Причины недостаточного уровня освоения отдельных показателей Пути решения
«Обучение детей игре в шахматы»

Условные обозначения:

2- высокий уровень.

1 – средний уровень

0 – низкий уровень

Критерии уровней развития детей

9 – 12 Высокий уровень – Дети с интересом рассматривают шахматные фигуры, сами ставят рядом одинаковые фигуры, сравнивают две группы фигур по цвету: черные и белые, размеру: длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше. Различать левую и правую руку и пространственные направления от себя: справа, слева, впереди, позади, вверх, вниз. Знают некоторые названия шахматных фигур, с удовольствием по – своему играют в них.

6 – 8 Средний уровень – Интерес у детей к шахматной игре не продолжительный, затрудняются найти две одинаковые фигуры. Сравнивают две группы фигур по цвету: черные и белые, размеру: длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше с небольшой помощью взрослого. Допускают ошибки при различии левой и правой руки. Игра с шахматными фигурами однообразная.

0 – 5 Низкий уровень – Самостоятельно не проявляют интерес к шахматной игре. Сравнивают две группы фигур по цвету: черные и белые, размеру: длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше с помощью взрослого. Не умеют различать левую и правую руку. Не хотят играть с шахматными фигурами.

Литература:

1.И.Г.Сухих Шахматы для самых маленькихМ:Издательство АСТ ,2017

2.  В.Г.Гришин Малыши играют в шахматы М : Просвещение 1991

3.  Э.Э.Уманская, Е.И.Волкова, Е.А.Прудникова  Шахматы в школе Первый        год обучения М : Просвещение 2018

4.  Е.И.Волкова, Е.А.Прудникова  Шахматы в школе Второй год обучения

Рабочая тетрадь М : Просвещение 2018

Приложение

Дидактические игры

(для подгруппы детей)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.   Для первоначального знакомства с шахматами предпочтительны деревянные фигуры крупного размера, с диаметром основания 3–4,5 см, строгой формы. Также можно использовать гигантские шахматы (как в домах отдыха).

Цель: ребёнок должен запомнить, как называется каждая из фигур;

уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету;

ставить рядом одинаковые фигуры;

вызвать интерес к рассматриванию шахматных фигур;

желание играть в них.

Дата Игра.
«Кто быстрее?». Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.
«На стуле». Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет “три” бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.
«Над головой». Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.
«Ряд». Предложите ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.
«Белые и чёрные». В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например, “Белый ферзь”. Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её. Например, “Чёрный король”. Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т. д.
«Что общего?» Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: “Чем они похожи? Чем отличаются?” (цветом, формой).
«Большая и маленькая». Поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.
«Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать “секрет”. Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда “ошибайтесь”. Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.
«Волшебный мешочек» По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы “не угадаете”, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.
«Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски “теремок”. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на “теремок” и уронить его, а остальные фигуры помогут “теремок” “построить” – поднять.
«Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки “Колобок” можно провести так: “дед” – король, “баба” – ферзь, “заяц” – пешка, “лиса” – конь, “волк” – слон, “медведь” – ладья, а колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит.
«Шахматная репка». Посадите “репку” – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: “дед” – это король, “бабка” – ферзь, “внучка” – слон, “Жучка” – конь, “кошка” – ладья, “мышка” – пешка.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!             (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять!                 (пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке,       (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить?                        (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк!        (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг!                  (указательный палец)

А ладья упряма,                               (раскрытые ладошки скользят по столу

Ходит только прямо!                     вперёд)

Все фигуры встали стеной,            (выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой.

Дидактические игры

(для индивидуальных занятий)

Цель: ребёнок должен запомнить, как называется каждая из фигур;

уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету;

ставить рядом одинаковые фигуры;

вызвать интерес к рассматриванию шахматных фигур;

желание играть в них.

Игра Ф.И.ребёнка Дата
«Волшебный мешочек». По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы “не угадаете”, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.
«Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски “теремок”. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на “теремок” и уронить его, а остальные фигуры помогут “теремок” “построить” – поднять.
«Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки “Колобок” можно провести так: “дед” – король, “баба” – ферзь, “заяц” – пешка, “лиса” – конь, “волк” – слон, “медведь” – ладья, а колобок – шарик или клубок.  Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит.
«Шахматная репка». Посадите “репку” – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: “дед” – это король, “бабка” – ферзь, “внучка” – слон, “Жучка” – конь, “кошка” – ладья, “мышка” – пешка.
«Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать “секрет”. Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда “ошибайтесь”. Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.
«Угадай-ка». Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.
«Пирамида». Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.
«Прятки». Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур.
«Догонялки». Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура “бежит” не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями.
«Школа». Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребёнку: “Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..”
«Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.
«Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить “спать” в коробку или шахматную доску. И так следующую фигуру.

Планируемые результаты освоения основной Программы (второй год)

  • У дошкольников сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы.
  • Дети знают шахматные фигуры, их названия и игровые возможности.
  • Дети знакомы с шахматным полем и основными понятиями.
  • Дети знакомы с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.
  • У детей сформированы игровые умения приемов игры в шахматы.
  • Дети умеют играть в шахматы не нарушая правил.
  • Дети умеют строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии.

Мониторинг подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (2 год)

Количественный анализ результатов мониторинга:

 

Дети знают названия шахматных фигур и умеют отличать их друг от друга Правила хода и взятия каждой фигуры Правильно помещать шахматную доску между партнерами, расставлять фигуры перед игрой Различать горизонталь, вертикаль, диагональ

Качественный анализ

 

№ п/п Название кружка Показатели, наиболее успешно освоенные детьми Показатели, которые недостаточно освоены детьми. Причины недостаточного уровня освоения отдельных показателей Пути решения
«Обучение детей игре в шахматы»

Условные обозначения:

2 – высокий уровень.

1 – средний уровень

0 – низкий уровень

Критерии уровней развития детей

9 -12 Высокий уровень – Дети с интересом самостоятельно играют в шахматы «по частям» (фрагмент игры), добиваясь победы. Знают названия шахматных фигур, правила хода и взятия каждой фигуры. Умеют ориентироваться на шахматном поле

6 – 8 Средний уровень – Интерес у детей к шахматной игре не продолжительный, играют с помощью воспитателя. Ошибаются в названии шахматных фигур, путают правила хода и взятия каждой фигуры. Ориентируются на шахматном поле с помощью воспитателя, не всегда различают горизонталь, вертикаль, диагональ.

0 – 5 Низкий уровень – Самостоятельно не проявляют интерес к шахматной игре. Знают несколько шахматных фигур, не знают правила хода и взятия каждой фигуры. Не умеют ориентироваться на шахматном поле.

Качественный анализ

 

№ п/п Название кружка Показатели, наиболее успешно освоенные детьми Показатели, которые недостаточно освоены детьми. Причины недостаточного уровня освоения отдельных показателей Пути решения
«Обучение детей игре в шахматы»

Условные обозначения:

2 – высокий уровень.

1 – средний уровень

0 – низкий уровень

Критерии уровней развития детей
17 – 24 баллов – высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии.
9 – 16 баллов – средний: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
0 – 8 – низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.

 

Пояснительная записка.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на проведение методов обучения в соответствии с требованиями жизни.

Подготовка детей к жизни – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы деятельности ребенка. Наиважнейшим на этом этапе является психологическая готовность к школе, как к следующей ступени его развития, его жизненного пути. В научных исследованиях выделяются ее основные виды: мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, психологическая и коммуникативная готовность.

Ведущие отечественные психологи и педагоги всегда подчеркивали, что факт общения является необходимым для становления человека как личности, так как главным, определяющим его развитие, считается место и положение, которое занимает человек в системе общественных отношений. Важную роль в формировании навыков общения играет развитие речи. Дети, у которых сформированы речевые навыки, свободно выражают свои мысли, чувства, могут рассказывать о своем эмоциональном состоянии, отношении к окружающему миру. Сформированная речь в дальнейшем облегчает обучение ребенка в школе. Изучение иностранного языка помогает в формировании родной речи, правильного ее произношения, а так же вводит ребенка в мир другой культуры, как языка, так и общения. Кроме коммуникативной функции, обучение иностранному языку способствует развитию памяти, творческого воображения, мышления, расширению кругозора.

Целью программы выступает обеспечение условий погружения в иноязычную среду для освоения детьми знаний, умений и навыков посредством изучаемых дисциплин, развитие интеллектуальных способностей, памяти, воображения, логического мышления, формирование учебной деятельности.

Задачи:

1. Погружение ребенка в новую языковую среду.

2. Гармоничное развитие личности.

3. Развитие познавательной сферы деятельности, а именно: мышления, памяти, воображения.

4. Развитие интереса к английскому языку.

5. Развитие навыков межличностного общения, умения самостоятельно решать коммуникативные задачи на английском языке.

 

Программа по обучению иностранному языку рассчитана на 2 года  для детей старшего дошкольного возраста. Занятия   проводятся с октября по май 2 раза в неделю, по 30 минут. В состав группы входят 7-10 детей. Группа сформирована по желанию детей и с учетом предпочтений родителей.

Примерная структура занятий:

1. Организационный момент – 1 минута

2. Фонетическая зарядка – 5-6 минут

3. Активизация материала, усвоенного на предыдущих занятиях – 10-12 минут

4. Физкультминутка – 2-3 минуты

5. Введение нового материала – 5-7 минут

6. Проведение игр, разыгрывание сценок – 5 минут.

Методы и приемы, применяемые на занятиях:

  1. 1. Словесные: разучивание и рассказывание стихов, рифмовок, песенок, составление ситуативных диалогов.
  2. 2. Наглядные: рассматривание предметных и сюжетных картинок
  3. 3. Практические: игровые ситуации, дидактические игры, инсценировки песенок, стихов, работа со словариком.

 

В зависимости от цели и материала занятия распределение времени может изменяться, а так же могут варьироваться и заменяться части занятия.

 

 

Учебный план.

Раздел Часы Форма промежуточной аттестации
1 модуль 

Октябрь – декабрь

26 занятий (13 часов) Оформление карты наблюдения за процессом обучения и развития ребенка (Приложение 1)
2 модуль 

Январь – апрель

30 занятий (15 часов) Открытое занятие с приглашением родителей

 

 

Календарный учебный график

I Продолжительность учебного года
Учебный год С 01октябрь по 30 апреля 28 недель
I полугодие С 01  октября по 31 декабря 13 недель
II полугодие Со второй декады января по 30 апреля 15 недель
II Недельная образовательная нагрузка организованной деятельности (количество занятий)/объем недельной образовательной нагрузки организованной деятельности (час, мин)
Старший дошкольный возраст 2 занятия в неделю по 30 минут./ 1 час 00 минут
III Мероприятия, проводимые в рамках образовательного процесса
Наименование Сроки Количество дней
Проведение индивидуального учета результатов освоения Программы Декабрь неделя
Открытое занятие с приглашением родителей Апрель неделя
IV Каникулярное время, праздничные (нерабочие) дни
Название Сроки проведения
Каникулы
- Зимние Первая декада января
Праздничные дни
- День народного единства 4 ноября
- Новый год 31 декабря
- День защитника Отечества 23 февраля
- Международный женский день 8 марта
- Праздник весны и труда 1 мая
- День Победы 9 мая
- День России 12 июня

Первый год обучения.

Цель: привить детям желание изучать иностранный язык, окунуть в новую языковую среду, накопить базовый запас слов по бытовым темам.

 

Лексический минимум (по темам):

- «Привет! Пока!» (фразы приветствия и прощания)

- «Давайте познакомимся!» (представление себя)

- «Движения» (изучения движений и выполнение их)

- «Животные» (названия домашних и диких животных)

- «Новый год» (тема праздника)

- «Цвета» (цветовая палитра)

- «Счёт до 10» (умение считать и называть цифры)

- «Семья» (названия членов семьи)

- «Мое тело» (название частей тела)

- «Мамин праздник» (тема праздника)

- «Сладости» (названия кондитерских изделий)

 

Рабочая программа.

Месяц Тема Грамматический материал Рифмовки, стихи, песенки 

 

1 модуль
Октябрь «Приве! Пока!», «Давайте познакомимся!» Hello! Good-bye! What is your name? I am… 

A bear, a hare, a dog, a frog

To run, to fly, to swim, to hop, to stop!

A boy, a girl, a doll, a pig, a cock

«What is your name?» 

«Hands up! Hands down!»

«Hello! Hello!»

Ноябрь «Движения» 

«Животные»

I can run… 

A bat, a cat, a ball, a fox

My name is…

A hat, a clock, a stick, a box

«Two little birds» 

«Good-bye, my doll!»

«I can hop, says the cat»

Декабрь «Новый год» How are you? 

I am Okey, I am good, I am fine,

I am bad, I am so-so

A car, a star, a mouse

Yes, no

Big, little

«Father Frost»
2 модуль
Январь «Цвета» 

«Счёт до 10»

«Hello! What is your name? My name is… 

How are you?  I am…»

Red, blue, yellow, black, white, grey, brown, green

Good morning! Good afternoon! Good evening!

One, two, three, four, five, six, seven, eight, nine, ten.

«One, two, three! Who do I see?» 

«A frog is green»

«Hop, hop – I can hop!»

Февраль «Семья» 

«Мое тело»

Mother, father, sister, brother 

I have mother…

A bird, a house, a chick, a horse

head,  hair, ear, eye, nose, teeth, arm, hand, leg, foot

«My family» 

«This is a big green frog»

«My dear, dear Mommy!», «Why do you cry, Willie?»

Март «Мамин праздник» A ship, a plane, an elephant, a camel, a crocodile «My dear, dear Mommy!» 

«Little mouse»

Апрель «Сладости» Sweet, chocolate, caramel, lollipop, condensed milk, ice cream, lemonade, Coke, juice, tea, hot chocolate «One, two, three, let me see»

Второй  год обучения.

Цель: углубить знания английского языка, расширение лексического минимума, совершенствование полученных за первый год обучения знаний.

 

Лексический минимум (по темам):

«Как дела?» (фразы знакомства, установления контакта)

«Семья» (расширение лексики по теме)

«Осень» (лексика по теме)

«Фрукты» (название фруктов)

«Овощи» (название овощей)

«Новый год» (праздник)

«Зима» (лексика по теме)

«Магазин» (покупка продуктов)

«Счёт до 20» (умение считать и называть цифры)

«Мебель» (лексика по теме)

«Посуда» (лексика по теме)

«Весна» (лексика по теме)

«Мамин праздник» (праздник)

«Транспорт» (названия видов транспорта)

«Школа» (названия школьных атрибутов и принадлежностей, алфавит)

 

Рабочая программа.

Месяц Тема Грамматический материал Рифмовки, стихи, песенки, игры
1 модуль
Октябрь «Как дела?» 

«Семья»

«Осень»

Hello! Good-bye! How are you? 

What is your name? My name is…

Все слова.

Aunt, uncle, grandmother, grandfather, daughter, son

I have family, I love my family

«One, two, three, four, five! Good-bye!» 

«All about me»

«Little ring, come!»

«Good afternoon!»

«Autumn»

«1,2,3,4,5- I can swim, I can fly!», «Веселый счёт», «Угадай, кто поздоровался с тобой», «Rain, rain, go away!»

Ноябрь «Фрукты» 

«Овощи»

Apple, pear, banana, grapes, watermelon, melon 

I like…

To have

Tomato, cucumber, potato, onion, carrot, cabbage

«Who do I see?» 

«Good-bye, my doll!»

«I can hop, says the cat», «Сломанный телефон», «Читай по губам», «Заморожу», «Съедобное-несъедобное»

Декабрь «Новый год» 

«Зима»

Snowflake, New Year tree, snow balls, snowman, skates, skiing, «Сломанный телефон», «Читай по губам», «Заморожу», «Съедобное-несъедобное», «New Year Day», «Угадай, что пропало?», «Winter»
2 модуль
Январь «Магазин» 

«Счёт до 20»

I want… 

One, two, three, four, five, six, seven, eight, nine, ten…20.

«Кто тебя позвал, угадай!»
Февраль «Мебель» 

«Посуда»

Chair, table, bed, sofa, wardrobe, television set, computer 

cup, plate, tea-pot, spoon, fork, knife, pan, frying-pan

Is it?…Yes it is, No it is not

«Назови картинку», «Что пропало?», «Найди в комнате», «One, one, one – little dogs run»
Март «Весна» 

«Мамин праздник»

Spring «Hello spring!», «8 марта»
Апрель «Транспорт» 

«Школа»

Airplane, rocket, helicopter, bus, bicycle, train 

Алфавит

School, teacher, book, copybook, pencilcase, pen, pensil, eraser

«My school, my friends!», «I like to play»

Приложение 1

 

Карта наблюдения за процессом обучения и развития ребенка.

 

Фамилия, имя ребенка ____________________________________________________

Возраст ________________________________________________________________

Группа № ___________

 

Критерии Показатели
Практически всегда Иногда Никогда
Выполняет задания педагога
Невербально реагирует на просьбы, указания педагога
Слушает и понимает детские песенки, стихи
Делает попытки говорить
Участвует в играх
Выполняет задания
Проявляет интерес к обучению
Прилежно выполняет задания
Активен на занятии
Умеет выслушать задание
Умеет строить диалоговое общение
С удовольствием рассказывает стихи

 

Используемые технологии:

  1. М.Л. Филина Комплексная программа обучения английскому языку детей 4-7 лет: планирование, занятия, игры, творческие мероприятия. – Изд. 3-ие. – Волгоград: Методкнига.
  2. И.А. Шишкова, М.Е. Вербовская Английский для малышей. – М.: РОСМЭН, 2013.

 

WordPress Lessons