Платные образовательные услуги

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Пояснительная записка

Шахматы – это по форме игра, по содержанию –

искусство, а по трудности овладения – наука.

Шахматы могут доставить столько же радости,

сколько хорошая книга или музыка.

(Т. Петросян)

Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Несмотря на то, что шахматы – одна из древнейших игр, но в тоже время и самая современная игра, привлекающая все большее число поклонников во всем мире.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность

Игра дает ребенку-дошкольнику радость творчества и обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность, умение рассчитывать время, приучает ребенка к дисциплинированности, объективности. Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л.Венгером, В.Давыдовым, В.Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.

Игорь Георгиевич Сухин предлагает начинать обучение игре в шахматы как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.

Актуальность создания подобной программы обусловлена тем, что в дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, и, следовательно, необходимо совершенствовать методы, приемы и средства познавательного развития детей, использовать те, которые в значительной степени способствуют становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Шахматы – игра, помогающая подготовить дошкольника к скорому и успешному постижения общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математики. Занятия шахматами укрепляют память, учат мыслить логически, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, развивают воображение и аналитические способности, помогают вырабатывать организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись игрой, маленький непоседа становиться усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным.

К тому же, шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий взаимопониманию, укреплению дружеских и добропорядочных отношений. Не случайно девизом всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья». Обучение дошколят в игре в шахматы помогает выявить шахматные дарования.

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.

1. Познавательную. Играя в шахматы, ребенок учится мыслить, логически рассуждать, сравнивать, просчитывать свои действия, а также предвидеть реакцию соперника. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

2. Воспитательную. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

Шахматы учат дошкольников логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть результат, планировать свою деятельность, дисциплинируют мышление, воспитывают сосредоточенность, развивают память.

Таким образом, шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. Переходя от взрослых к детям, удивительная игра может стать средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.

Цели программы: Знакомство детей с игрой «шахматы»; формирование первичных умений игры в шахматы.

Задачи программы

  • Вызвать интерес воспитанников к игре в шахматы.
  • Познакомить с шахматными фигурами, их названиями и игровыми возможностями.
  • Познакомить с шахматным полем, основными понятиями (белые, черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр)
  • Познакомить с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.
  • Дать представления и формировать игровые умения приемов игры в шахматы (правила ходов и взятие фигур)
  • Учить детей играть шахматными фигурами не нарушая правил.
  • Формировать умения строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии (шах, мат, ничья)

Обучение игре в шахматы осуществляется на основе общих методических принципов:

Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;

Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

принцип психологической комфортностисоздание  образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса

принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

принцип вариативностиу детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Использование данных принципов позволяет рассчитывать на  проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели,  учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Процесс обучения игре в шахматы необходимо сделать максимально наглядным, доступным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Использование различных технологий позволит увлечь ребенка:

  • Развивающее обучение – при развивающем обучении ребёнок самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий.
  • Игровое обучение – влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутые действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
  • Эвристическое обучение позволяет подвести детей с помощью умелой постановки вопросов воспитателя и благодаря собственным усилиям к самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.

На начальном этапе работы преобладают:

игровой, наглядный и репродуктивный методы.

Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.

Наглядный – один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход.

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

  1. Дидактические игры и задания;
  2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
  3. Практическая игра;
  4. Теоретические занятия, шахматные игры;
  5. Шахматные турниры.

Обучение игре в шахматы – не самоцель, использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать потенциал, заложенный в мудрой игре.

Программа реализуется с детьми 5 -7 лет и рассчитана на   2 года обучения.

В кружке занимаются дети  детского сада , желающие научиться играть в шахматы.

Научной основой нашей программы стала теория  Петра Яковлевича Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, а также исследования   Якова Александровича Пономарёва о психологии творчества и стадиях развития внутреннего плана действий. Достоверность данной теории проверена временем.

 

И.Г. Сухин в книге «Шахматы для самых маленьких» предлагает к игре деревянных королей приобщать малышей с младшего возраста. Цель ее – не столько дать методику обучения будущих чемпионов, сколько привить малышам интерес к мудрой игре, ненавязчиво помочь им самим разобраться в силе фигур и, главное, содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учебы.

Внимание малыша необходимо тренировать, не переутомляя его одним и тем же занятием, а разнообразя его деятельность, вводя в нее новые игровые моменты.

В старшем возрасте можно построить процесс начального обучения шахматной игре. Весь вопрос лишь в том, чтобы сделать его максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально насыщенным, интересным и желанным.

В этой программе изложен новый, нестандартный подход к процессу обучения азам древней игры, предложенный И.Г.Сухиным, позволяющий приобщить к ней детей среднего возраста, ориентируясь на уровень психофизического развития ребенка. Двух занятий по 20–25 минут в неделю, как правило, достаточно, чтобы интерес к шахматам не ослабевал.

Разработанный сравнительно простой курс начального обучения шахматным азам И.Г. Сухиным, доступен детям с шестилетнего возраста. Предлагаемый курс создан с учетом мирового опыта преподавания шахмат и опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:

  • акцент не на спортивное совершенствование, а на планомерное и последовательное формирование умственных действий;
  • планирование учебного процесса таким образом, чтобы не было проигравших детей;
  • широкое использование игры на фрагментах шахматной доски;
  • применение нестандартных дидактических заданий и игр;
  • инсценировка оригинальных дидактических сказок;
  • детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
  • преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
  • выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»: фигура против фигуры;
  • неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат».

Разработанные дидактические задания и игры имеют несколько уровней сложности, максимально простые и учитывают знания и умения, свойственные для детей старшего дошкольного возраста.

Учебный план

Группа
часы Форма промежуточной аттестации
6-7 лет (1 год обучения) 56 занятий (28 часов) Мониторинг освоения программы 

Шахматный турнир в районе

Перспективный план.

Месяц Темы Часы
Октябрь «В стране шахматных чудес» 2
«Волшебная доска» 2
«Проспекты, улицы и переулки волшебной доски» 2
«Шахматные фигуры» 2
Ноябрь «Ни шагу назад» 2
«Прямолинейная, бесхитростная фигура» 2
«Вежливые слоны» 2
«Слоны против ладьи» 2
Декабрь «Могучая фигура» 2
«Ферзь против Ладьи и слона» 2
«Прыг, скок и вбок» 2
«Конь против Ферзя, Ладьи и Слона» 

Шахматный турнир»

1

Январь «Повторение» 2
«Король жаждет боя» 2
«Как ладья похудела» 2
«Шахматная викторина» 2
Февраль «Нотация шахматной доски» 2
«Волшебные квадраты» 2
«Непобедимый» 2
«Пешка. Превращение пешки» 2
Март «Шах. Шахматный турнир» 2
«Не иди король под шах» 2
«Мат. Ферзь, Ладья, Слон дают мат в один ход» 2
«Волшебный мир комбинаций» 2
Апрель 

 

««Здоровые телом – сильные духом» 2
«Отгадай задачу – сыщешь удачу» 2
«Любимая шахматная фигура» 1
«Шахматный турнир» 1
«В гостях хорошо, а дома лучше» 2

 

Перспективно – календарный  план.

Месяц Тема Программное содержание Методы и приёмы Материалы Часы
Октябрь «В стране шахматных чудес» Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес» 

Беседа по содержанию сказки

 

Беседа с использованием шахматной доски и фигур. 

 

Шахматная доска, шахматные фигуры, плакат. 2
«Волшебная доска» Чтение дидактической  сказки «Волшебная доска» с опорой на иллюстративный материал учебника. 

 

Беседа по содержанию сказки. Рассматривание шахматной доски. Шахматная доска и шахматные поля, учебник, тетрадные листы в клетку 16*16см, карандаши 2
«Проспекты, улицы и переулки волшебной доски» Закрепление изученного ранее материала. Работа над новым материалом: Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Беседа по содержанию сказки. Рассматриваем плакат и шахматную доску. Самостоятельная работа в тетрадях. Шахматная доска и шахматные поля, учебник. 

Тетрадь в клетку и карандаши.

2
«Шахматные фигуры» Чтение сказки «Чудесные фигуры» Знакомство с шахматными фигурами: белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?» Беседа по содержанию сказки. Рассматриваем шахматные фигуры. Дидактические игры. Шахматная доска и шахматные поля. Комплекты шахматных фигур по количеству детей. 2
Ноябрь «Ни шагу назад» Чтение дидактической сказки. 

Рассказ о пешке. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин». Д/и «Волшебный мешочек»

 

Беседа по содержанию сказки. Дидактические игры. Рассматриваем плакат и шахматную доску. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Прямолинейная, бесхитростная фигура» Чтение дидактической сказки. Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Беседа по содержанию сказки. Рассматриваем Ладью. Дидактические игры и непосредственная игра детей между собой. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Вежливые слоны» Чтение продолжения сказки. Отгадывание загадки о слоне. 

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

 

Беседа по содержанию сказки. Рассматриваем Слона и расположение на доске. Показ руководителя кружка и игра детей между собой. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Слоны против ладьи» Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры, «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона), Повторение пройденного материала. Игра детей между собой. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
Декабрь «Могучая фигура» Чтение дидактической сказки. Ввести понятие – Ферзь. Положение Ферзя на шахматной доске. 

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

Беседа по содержанию сказки. Рассмотрение расположения Ферзя на доске. Показ руководителя. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Ферзь против Ладьи и слона» Отрабатывание практических навыков игры Ферзём. Дидактическая игра. Дидактические игры, объяснение, показ руководителя. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Прыг, скок и вбок» Чтение отрывка из сказки. Место коня в начальном положении. Рассказать и показать сложность ходов коня. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания Беседа по содержанию. Объяснение руководителя и показ. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Конь против Ферзя, Ладьи и Слона» 

Шахматный турнир

Продолжаем знакомство с шахматной фигурой – Конь. 

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».

Показ, объяснение и напоминание руководителя кружка. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
Январь Повторение Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода» Напоминание и объяснение. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Король жаждет боя» Чтение продолжения сказки. Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Беседа по содержанию сказки. Показ и объяснение. Непосредственная игра между детьми. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Как ладья похудела» Чтение сказки и обсуждение содержания. 

Ответы на вопросы из «Шахматной шкатулки». Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

Беседа по содержанию сказки показ и объяснение. Вопросы и ответы. Напоминание. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Шахматная викторина» Решаем весёлые шахматные задачки и отвечаем на шахматные вопросы. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
Февраль «Нотация шахматной доски» Чтение продолжения сказки. Непосредственная игра между детьми. Беседа по содержанию сказки.  Непосредственная игра между детьми. Напоминание и поощрение. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Волшебные квадраты» Рассказ о волшебном квадрате, который король использует в игре. «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Ограничение подвижности». Беседа по содержанию сказки. Напоминание и показ руководителя. Дидактические игры и решение шахматных задач. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Непобедимый» Чтение продолжения сказки и  разбор  её содержания. Решение дидактических задач. Беседа по содержанию сказки. Напоминание и показ. Решение шахматных задач. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Пешка. Превращение пешки» Объяснение как происходит превращение пешки в другие фигуры. Дидактические игры. Объяснение, показ. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
Март «Шах. Шахматный турнир» Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Объяснение и показ. Рассматривание шахматной доски. Вопросы детей. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Не иди король под шах» Объяснение нового материала. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля». Объяснение, показ и контроль. Решение шахматных задач. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Мат. Ферзь, Ладья, Слон дают мат в один ход» Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат». 

 

Объяснение, напоминание и показ. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Волшебный мир комбинаций» Чтение продолжения сказки. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,»Ограничение подвижности». Беседа по содержанию сказки. Напоминание и поощрение. Дидактические игры. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
Апрель «Шахматный турнир» Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода» Напоминание, контроль и поощрение. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 1
«Отгадай задачу – сыщешь удачу» Чтение продолжения сказки. Решение дидактических задач. Беседа по содержанию сказки. Напоминание и поощрение, контроль. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«Любимая шахматная фигура» Повторение пройденного материала. Напоминание, поощрение и контроль. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 1
«Здоровые телом – сильные духом» Чтение продолжения сказки. Шахматный турнир между детьми. Беседа по содержанию сказки. Напоминание, поощрение и контроль. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 2
«В гостях хорошо, а дома лучше» Чтение сказки: «В гостях хорошо, а дома лучше». Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. Беседа по содержанию сказки. Напоминание и поощрение. Контроль. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 1
«Шахматный праздник» Шахматный Праздник  по сценарию с проведением шахматного турнира. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей 1

Планируемые результаты освоения основной Программы

  • Дошкольники проявляют интерес к игре в шахматы.
  • Различают шахматные фигуры от других по форме и цвету.
  • Знакомы с шахматной доской,
  • Дети по – своему расставляют шахматные фигуры и с удовольствием играют в них
  • Дошкольники проявляют желание учиться играть в шахматы.
  • Дети знают названия шахматных фигур и умеют отличать их друг от друга.
  • Дети умеют ориентироваться на шахматном поле.
  • Владеют умением играть .

Литература:

1.И.Г.Сухих Шахматы для самых маленькихМ:Издательство АСТ ,2017

2.  В.Г.Гришин Малыши играют в шахматы М : Просвещение 1991

3.  Э.Э.Уманская, Е.И.Волкова, Е.А.Прудникова  Шахматы в школе Первый        год обучения М : Просвещение 2018

4.  Е.И.Волкова, Е.А.Прудникова  Шахматы в школе Второй год обучения

Рабочая тетрадь М : Просвещение 2018

Приложение

Дидактические игры

(для подгруппы детей)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.   Для первоначального знакомства с шахматами предпочтительны деревянные фигуры крупного размера, с диаметром основания 3–4,5 см, строгой формы. Также можно использовать гигантские шахматы (как в домах отдыха).

Цель: ребёнок должен запомнить, как называется каждая из фигур;

уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету;

ставить рядом одинаковые фигуры;

вызвать интерес к рассматриванию шахматных фигур;

желание играть в них.

Дата Игра.
«Кто быстрее?». Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.
«На стуле». Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет “три” бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.
«Над головой». Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.
«Ряд». Предложите ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.
«Белые и чёрные». В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например, “Белый ферзь”. Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её. Например, “Чёрный король”. Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т. д.
«Что общего?» Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: “Чем они похожи? Чем отличаются?” (цветом, формой).
«Большая и маленькая». Поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.
«Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать “секрет”. Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда “ошибайтесь”. Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.
«Волшебный мешочек» По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы “не угадаете”, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.
«Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски “теремок”. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на “теремок” и уронить его, а остальные фигуры помогут “теремок” “построить” – поднять.
«Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки “Колобок” можно провести так: “дед” – король, “баба” – ферзь, “заяц” – пешка, “лиса” – конь, “волк” – слон, “медведь” – ладья, а колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит.
«Шахматная репка». Посадите “репку” – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: “дед” – это король, “бабка” – ферзь, “внучка” – слон, “Жучка” – конь, “кошка” – ладья, “мышка” – пешка.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!             (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять!                 (пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке,       (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить?                        (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк!        (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг!                  (указательный палец)

А ладья упряма,                               (раскрытые ладошки скользят по столу

Ходит только прямо!                     вперёд)

Все фигуры встали стеной,            (выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой.

Дидактические игры

(для индивидуальных занятий)

Цель: ребёнок должен запомнить, как называется каждая из фигур;

уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету;

ставить рядом одинаковые фигуры;

вызвать интерес к рассматриванию шахматных фигур;

желание играть в них.

Игра Ф.И.ребёнка Дата
«Волшебный мешочек». По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы “не угадаете”, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.
«Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски “теремок”. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на “теремок” и уронить его, а остальные фигуры помогут “теремок” “построить” – поднять.
«Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки “Колобок” можно провести так: “дед” – король, “баба” – ферзь, “заяц” – пешка, “лиса” – конь, “волк” – слон, “медведь” – ладья, а колобок – шарик или клубок.  Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит.
«Шахматная репка». Посадите “репку” – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: “дед” – это король, “бабка” – ферзь, “внучка” – слон, “Жучка” – конь, “кошка” – ладья, “мышка” – пешка.
«Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать “секрет”. Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда “ошибайтесь”. Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.
«Угадай-ка». Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.
«Пирамида». Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.
«Прятки». Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур.
«Догонялки». Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура “бежит” не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями.
«Школа». Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребёнку: “Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..”
«Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.
«Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить “спать” в коробку или шахматную доску. И так следующую фигуру.

 

 

 

 

№ п/п СОДЕРЖАНИЕ Стр.
1 Пояснительная записка 3
2 Цели и задачи реализации Программы 3
3 Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы 4
4 Организационно – педагогические условия 5
5 Материально- техническое обеспечение 7
6 Формы промежуточной аттестации 8
7 Учебный план 8
8 Календарный учебный график 10
9 Перспективный план 12
10 Оценочные и методические материалы 18

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Английский язык»  Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 464 «Лукоморье» (далее – Программа) имеет социально-педагогическую направленность и разработана в соответствии с нормативными документами:

•        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,

•        Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

•        Устав Учреждения

Возможности иностранного языка как учебного предмета в реализации стратегической направленности детского сада на развитие личности поистине уникальны. Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения иностранного языка, так как у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память.

Настоящая программа предназначена для детей старшей и подготовительной групп детского сада (5-7 лет). В этом возрасте ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд.

В процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Обучая детей дошкольного возраста, следует прибегать к частым сменам видов деятельности детей, учитывая неустойчивость внимания малышей. Ребёнок утомляется не деятельностью, а её однообразием, и хорошо запоминает только то, что для него интересно и вызывает у него эмоциональный отклик. Овладение иностранным языком на элементарном уровне в детском саду выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции. Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе.

2. Цель и задачи

Цель: развитие лингвистических способностей дошкольников посредством активизации их творческой деятельности; ознакомление детей с несложной лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития; создание условий для формирования высокого уровня мотивации ребёнка-дошкольника к изучению английского языка через использование разнообразного, доступного для освоения ребёнком-дошкольником языкового материала.

Задачи:

Образовательные:

  • Ø приобщить ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках изученной тематики;
  • Ø формировать у  воспитанников речевую, языковую, социокультурную компетенцию;
  • Ø познакомить с элементарной диалогической и монологической речью;
  • Ø развивать элементарные языковые навыки и умения;
  • Ø формировать умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов;
  • Ø познакомить с основными звуками фонетического строя языка;
  • Ø развивать языковую память (фотографическую, образную, графическую, словесную) и творческие способности;
  • Ø формировать навыки понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на родном языке в сравнении с изучаемым.

Развивающие:

  • Ø развивать мышление, память, воображение, волю;
  • Ø расширять кругозор воспитанников;
  • Ø формировать мотивацию к познанию и творчеству;
  • Ø ознакомить с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка;
  • Ø развивать фонематический слух;

Воспитывающие:

  • Ø воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка;
  • Ø воспитывать чувство толерантности;
  • Ø развивать умения и навыки работы в большой группе (12–14 человек) и в малых группах по 5–6 человек, умение работать в команде

3. Планируемые результаты освоения Программы

Первый  год обучения (старшая группа)

К концу  года дети должны знать и уметь:

  • Понимать на слух элементарную английскую речь в нормальном темпе в предъявлении педагога
  • Понимать реплики других детей
  • Уметь здороваться, прощаться, благодарить.
  • Называть  основные цвета
  • Уметь считать от 1 до 10
  • Понимать и выполнять команды (зарядка)
  • Знать времена года
  • Знать названия фруктов и овощей
  • Представлять себя, своих членов семьи
  • Называть предметы мебели
  • О своем теле, его частях
  • Рассказывать о своих игрушках (животных)
  • Знать наизусть 7-10 стихов, рифмовки, песенки.

Второй год обучения (подготовительная группа)

К концу года дети должны знать и уметь:

  • Понимать на слух элементарную английскую речь в нормальном темпе в предъявлении педагога
  • Понимать реплики других детей
  • Уметь здороваться, прощаться, благодарить.
  • Уметь считать от 1 до 20
  • Понимать  и называть одежду
  • Знать времена года, виды зимнего спорта
  • Знать и называть дни недели
  • Представлять себя, своих членов семьи
  • Называть предметы посуды
  • О своем теле, его частях
  • Знать и называть виды транспорта
  • Знать и называть школьные принадлежности, алфавит

Дети должны уметь рассказать о себе, семье, игрушке в 4-6 предложениях; построить диалог по 3-4 реплики от ребенка; рассказать стихотворение и спеть песенку на английском языке.

4. Организационно-педагогические условия

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей детей 5-7 лет. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами детей и их родителей.

Период реализации программы: 7 месяцев (октябрь – апрель). Программа  рассчитана на 2 года

Периодичность занятий: занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут во вторую половину дня.

Наполняемость группы: 7-10 детей

Принципы работы:

1. Обязательно использовать различные средства поощрения (вербальные, материальные).

2.  Системно вводить лексику: Первое занятие – 4 – 6  слов. Второе занятие – закрепление. Последующие занятия –   активизация с использованием речевых конструкций + 3–4 новых слова.

3. Учитывать кратковременную память детей на данном этапе развития, системно возвращаться к ранее пройденному материалу и включать его в последующие занятия.

4. Обучать полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения.

5. Отдавать преимущественное предпочтение парному и групповому обучению. Это помогает установить благоприятный психологический климат и снимает языковые барьеры.

6. Развивать быстроту реакции на команды и вопросы педагога.

 

В процессе обучения детей английскому языку на раннем этапе согласно программе используются следующие основные методы: игровой, коммуникативный, наглядный.

  • Игровой метод. Такой способ обучения направлен на детей практически любого возраста. Преимущества такого метода в том, что игра мотивирует ребенка учить язык без принуждений. Дети с охотой и энтузиазмом обучаются английскому языку.
  • Коммуникативный метод является верховным, доминирующим, в наибольшей степени соответствующий специфике иностранного языка как учебного предмета. С помощью данного метода решается первоочередная задача – овладение элементарными навыками и умениями устного иноязычного общения на раннем этапе изучения английского языка, начальное формирование способности детей к общению на межкультурном уровне.
  • Наглядный метод предусматривает непосредственный показ предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и использования учебного материала в практической деятельности учащихся.

Педагог использует следующие виды работы:

1. Работа над произношением (рифмовки, стихотворения, договорки)

2. Работа с игрушкой (диалог с игрушкой, описание игрушки)

3. Работа с картинкой (описание картинки, игра «Что исчезло», «Найди картинку»)

4. Разучивание и декламация стихов

5. Разучивание песенок

6. Инсценировки

7. Подвижные игры

8. Спокойные игры

Организация работы в группе:

В процессе занятия дети сидят или стоят полукругом или кругом, как можно ближе к педагогу, что помогает им хорошо видеть и слышать педагога и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.

Содержание занятия:

Каждое занятия имеет свою структуру. Начинается с обычного приветствия на английском языке, которое постепенно запоминается детьми. Затем  проводиться речевая разминка. Это либо стихотворение, либо песенка на английском языке. В основной части занятия в игре с куклами и другими игрушками дети знакомятся с речевыми образцами и закрепляют их. В конце занятия  ребята вспоминают, чему научились и повторяют песенку или стих речевой разминки. Затем следует прощание на английском языке.

Примерный план занятия:

1. Приветствие.

2. Речевая разминка.

3. Повторение пройденного и введение нового лексического материала.

4. Разминка с использованием подвижных игр.

5. Активизация пройденного закрепление нового лексического материала.

6. Разучивание стихов и рифмовок.

7. Подведение итога.

Форма занятий – игровая, любое задание превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны стихи, песенки, загадки, рифмы

5 Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое оснащение: имеется необходимое освещение, методические материалы и средства обучения.

Материалы и средства обучения

Картинки А4 7
Картинки со словами по каждой теме
Кукла 1
Магнитофон 1
CD диски 1


6. Формы промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения дополнительной общеразвивающей программы.

Промежуточная аттестация усвоения дополнительной общеразвивающей программы «Английский язык» проводится  один  раз в год (апрель):

Аттестация проводится в форме наблюдения за выполнением задания.

Результат фиксируется в протоколе, который хранится  в методическом кабинете.

7. Учебный план

Первый год обучения

Темы Количество занятий
1 Знакомство. Вежливые слова 4
2 Цвета 4
3 Учусь считать до 10 4
4 Выполняй команды 4
5 Времена года 4
6 Новый год 4
7 Фрукты и овощи 8
8 Семья 4
9 Мой дом (мебель) 4
10 Мое тело 4
11 Мои игрушки 4
12 Животные 6
13 Закрепление материала 1
14 Промежуточная аттестация (открытое занятие для родителей) 1
ИТОГО: 56
Длительность одного занятия 30 мин
Количество занятий в неделю 2/60 мин
Количество занятий в месяц 8/240 мин
Количество занятий в год 56/1680 мин

Второй год обучения

Раздел Количество занятий
1 Повторение изученного материала за первый год обучения 4
2 Учусь считать до 20 4
3 Одежда 4
4 Мой дом (посуда) 4
5 День рождения 4
6 Праздники 4
7 Зима. Зимний спорт 8
8 Моё тело 4
9 Я умею всё на свете 4
10 Дни недели 4
11 Транспорт 4
12 Школа 5
13 Закрепление материала 2
14 Промежуточная аттестация (открытое занятие для родителей) 1
ИТОГО: 56
Длительность одного занятия 30 мин
Количество занятий в неделю 2/60
Количество занятий в месяц 8/240
Количество занятий в год 56/1680

 

8. Календарный учебный график (первый год обучения)

месяц
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель
I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1ПА

Всего занятий 56

Календарный учебный график (второй год обучения)

месяц
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель
I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1ПА

Всего занятий 56


9. Перспективный план

Первый год обучения

№ занятия Тема занятия Цель Лексика и речевые образцы
Октябрь 1 Приветствие. Игра «Фонетическая сказка о язычке». Познакомить с новыми лексическими единицами. Способствовать возникновению желания заниматься английским языком. 

Учить детей приветствовать собеседника и прощаться с ним.

Hello! Goodbye! 

Hi! Bye!

My name is…

Little, A frog

Hop, Stop

Please! Sorry! Thank you! Hello! Goodbye!

Hi! Bye!

2 Приветствие и прощание. Hello! Goodbye! 

Разучивание песенки «Hello song».

3 Знакомство. Как тебя зовут? – меня зовут…What is your name? My name is…. Игра «What is your name?»
4 Вежливые слова. 

Разучивание песенки

«Goodbye song».

5 Знакомство с новым лексическим материалом «Цвета» Познакомить с новыми лексическими единицами. Учить детей называть цвета. Red, yellow, black, green, blue, grey, pink, brown, purple, orange, white, 

It’s green

6 Разучивание песенки 

«What color is the sky?»

7 Игра «I see….» Описание картинок.
8 Закрепление и повторение лексического материала.
Ноябрь 9 Знакомство с новым лексическим материалом «Цифры» Счёт от 1 до 10. Познакомить с навыками счёта от 1 до 10 

 

 

One, Two, Three, Four 

Five, Six, Seven, Eight, Nine, Ten.

I’m four.

I’m five.

10 Игра «Сосчитай». Сколько тебе лет?
11 Разучивание песенки 

«Let’s count»

12 Договорки про цифры
13 Знакомство с новым лексическим материалом «Команды» Познакомить с новыми лексическими единицами. Учить детей называть движения Run, hop, fly, swim, stop. 

I can…

 

«1,2,3,4,5- I can swim, I can fly!»

 

«Hop, hop – I can hop!»

14 Разучивание названий движений
15 Разучивание песенки 

«1,2,3,4,5- I can swim, I can fly!

16 Закрепление и повторение лексического материала.
Декабрь 17 Знакомство с новым лексическим материалом по теме «Времена года». Познакомить с лексическими единицами по теме, учить использовать данный материал в речи Season 

Spring

Summer

Autumn

Winter

 

18 Разучивание песенки 

«Spring is green»

19 Разыгрывание мини-диалогов.
20 Закрепление и повторение лексического материала
21 Знакомство с новым лексическим материалом по теме «Новый год» Познакомить с праздниками, которые празднуют в Великобритании. Формировать представление о традициях и обычаях празднования Рождества Разучивание стихотворения «Father Frost» 

A star, A present, A robin, Happy New Year!

 

22 Рождество – рождественский чулок; Новый год – Санта-Клаус и Дед Мороз
23 Разыгрывание мини-диалогов
24 Закрепление и повторение лексического материала
Январь 25 

 

Знакомство с новым лексическим материалом по теме «Фрукты». Способствовать использованию лексических единиц в речи Apple, pear, banana, grapes, watermelon, melon 

I like…

To have

Tomato, cucumber, potato, onion, carrot, cabbage

26 Разучивание песенки 

«1,2,3 –Let me see»

27 Разыгрывание мини-диалогов
28 Закрепление и повторение лексического материала
29 Знакомство с новым лексическим материалом по теме «Овощи».
30 Игра «Do you like…?»
31 Разыгрывание мини-диалогов
32 Закрепление и повторение лексического материала
Февраль 33 Знакомство с новым лексическим материалом 

«Моя семья»

Познакомить с лексическими единицами по данной теме. Учить называть членов своей семьи 

 

 

A mother, a father 

A sister, a brother I have a mother,I have a father

I have a sister, I have a brother

A grand-mother, A grand-father, A family

34 Моя мама и мой папа. Мой брат и моя сестра. Разучивание стихотворения «Моя семья»
35 Моя бабушка и мой дедушка. Разучивание песенки 

«Моя семья»

36 Закрепление и повторение лексического материала.
37 Знакомство с новым лексическим материалом 

«Мой дом (мебель)»

Введение нового лексического материала. 

Учить детей описывать свой дом (мебель)

Chair, table, bed, sofa, wardrobe, television set, computer 

Is it?…Yes it is, No it is not

38 Разыгрывание мини-диалогов.
39 Разучивание песенки 

«It’s a happy house». Игра.

40 Закрепление и повторение лексического материала
Март 41 Знакомство с новым лексическим материалом по теме  «Мои игрушки» Познакомить с лексическими единицами, обозначающими названия игрушек, называя при этом их цвет и количество A ball 

A doll

A drum

Take it

It is a ball

42 Моя любимая игрушка. Я люблю …
43 Какого цвета игрушки?
44 Закрепление и повторение лексического материала.
45 Знакомство с новым лексическим материалом по теме  «Мое тело» Познакомить с лексическими единицами по теме. 

Активизировать усвоенные ранее лексические единицы

head,  hair, ear, eye, nose, teeth, arm, hand, leg, foot
46 Разучивание песенки 

«Head & shoulders».

Сколько у тебя пальцев?

47 Игра «Покажите свои …»
48 Договорки по теме «Тело»
Апрель 49 Знакомство с новым лексическим материалом по теме «Животные» Учить называть животных, отвечать на поставленные вопросы A cat, A dog, A frog, A bear, A hare 

I have a dog

It’s a cat

50 У меня есть щенок
51 Разучивание рифмовки «Little mouse».
52 Игра «Кошки-мышки»
53 Разыгрывание мини-диалогов по темам. Повторить и закрепить все полученные знания за год.
54 Игры.
55 Закрепление и повторение лексического материала.
56 ПА: (открытое занятие для родителей)

Второй  год обучения.

№ занятия Тема занятия Цель Лексика и речевые образцы
Октябрь 

1 Знакомство. Вежливые слова. Повторение и закрепление  лексического материала по темам. Hello! Goodbye! 

Hi! Bye!

My name is…

Please! Sorry! Thank you! Hello! Goodbye!

Hi! Bye!

A ball, A doll, A drum, Take it, It is a ball, One, Two, Three, Four, Five, Red, yellow, black, green, blue. It’s green. A cat, A dog, A frog, A bear, A hare I have a dog, It’s a cat

2 Сколько у тебя игрушек?
3 Какого цвета твои игрушки?
4 Каких ты знаешь животных?
5 Знакомство с новым лексическим материалом «Цифры» Счёт от 10 до 20. Познакомить с навыками счёта от 10 до 20 eleven, twelve, thirteen, fourteen, fifteen, sixteen, seventeen, eighteen, nineteen, twenty
6 Игра «Сосчитай». Сколько тебе лет?
7 Договорки про цифры
8 Закрепление и повторение лексического материала.
Ноябрь 

9 Знакомство с новым лексическим материалом по теме «Одежда» Познакомить с лексическими единицами, обозначающими предметы одежды A hat, A jumper 

A shoe/ shoes, A skirt

A sock/socks, A T-shirt

10 Разыгрывание диалогов по теме.
11 Игры «Roll  the ball», «Dress your doll»
12 Разучивание песенки 

«My favourite  T-shirt is green»

13 Знакомство с новым лексическим материалом 

«Мой дом (посуда)»

Познакомить с лексическими единицами, обозначающими посуду cup, plate, tea-pot, spoon, fork, knife, pan, frying-pan 

Is it?…Yes it is, No it is not

14 Разыгрывание мини-диалогов.
15 Игра «Что пропало?»
16 Закрепление и повторение лексического материала
Декабрь 

17 Поздравляю с днём рождения! Расширить словарный запас детей по теме. A badge, A present, A balloon 

A cake, A candle, A card, I’m seven., I’ve got…

18 Разучивание песенки 

«Happy Birthday to You»

19 Игра «Jump! Dance! Shake! Clap! Stamp your  feet!»
20 Закрепление и повторение лексического материала.
21 Праздник: Хэллоуин, его история, знакомство с песенкой «Treak or treat». Познакомить с праздниками, которые празднуют в Великобритании. Формировать представление о традициях и обычаях празднования Рождества Halloween, 

A pumpkin

A ghost, A witch,

A snake, A bell,

A stoking,

A cracker,  A star, A present, A robin, Happy New Year!

A rose, A violet,

A friend

22 Рождество – рождественский чулок; Новый год – Санта-Клаус и Дед Мороз
23 День Св.Валентина – история сердечек. День Благодарения, день Матери – разучивание песенки «Mother’s Day».
24 Закрепление и повторение лексического материала
Январь  

25 Знакомство с новым лексическим материалом по теме  «Зима» Познакомить с лексическими единицами по теме. 

Активизировать усвоенные ранее лексические единицы

Snowflake, New Year tree, snow balls, snowman, skates, skiing,
26 Разучивание песенки 

«New Year Day»

27 Игра «Заморожу»
28 Договорки по теме
29 Знакомство с новым лексическим материалом по теме  «Зимний спорт» Познакомить с лексическими единицами по теме. 

Активизировать усвоенные ранее лексические единицы

30 Разыгрывание мини-диалогов.
31 Договорки по теме
32 Закрепление и повторение лексического материала
Февраль 33 Повторение  лексического материала по теме  «Мое тело» Познакомить с лексическими единицами по теме. 

Активизировать усвоенные ранее лексические единицы

head,  hair, ear, eye, nose, teeth, arm, hand, leg, foot
34 Разучивание песенки 

«Head & shoulders».

Сколько у тебя пальцев?

35 Игра «Покажите свои …»
36 Договорки по теме «Тело»
37 Знакомство с новым лексическим материалом «Что я умею делать» Введение нового лексического материала по теме. Run, walk, swim, fly 

I can…

38 Разучивание песенки 

«I can walk»

39 Я умею прыгать, ходить, плавать и летать
40 Что ты умеешь делать? Я не умею … 

Закрепление и повторение лексического материала.

Март 41 Знакомство с новым лексическим материалом «Дни недели» Познакомиться с названиями дней недели Sunday 

Monday

Tuesday

Wednesday

42 Знакомство с песенкой о днях недели
43 Разучивание песенки 

«How many days has my baby to play?»

44 Закрепление и повторение лексического материала.
45 Знакомство с новым лексическим материалом «Транспорт» Введение нового лексического материала по теме Airplane, rocket, helicopter, bus, bicycle, train 

 

46 Игры «Назови картинку», «Что пропало?»
47 Разыгрывание мини-диалогов по темам.
48 Закрепление и повторение лексического материала.
Апрель 49 Знакомство с новым лексическим материалом «Школа» Введение нового лексического материала по теме School, teacher, book, copybook, pencilcase, pen, pensil, eraser 

 

Алфавит

 

50 Игра «Что в школу мы с собой берем?»
51 Разыгрывание мини-диалогов по темам.
52 Знакомство с песенкой «Веселый алфавит»
53 Разыгрывание мини-диалогов по темам
54 Закрепление и повторение лексического материала Повторить и закрепить все полученные знания за год.
55 Закрепление и повторение лексического материала.
56 ПА: (открытое занятие для родителей)

10. Оценочные и методические материалы

Промежуточная аттестация: аттестация проводится методом педагогического наблюдения по завершении обучения  (апрель).

Ребёнку предлагаются задания, выполнение которых анализируется с помощью определённых критериев.

Результат заноситься в протокол.

Обозначение:

Красная клетка: необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается

Жёлтая клетка: требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами  к взрослому обращается редко

Зеленая клетка: выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами

Обработка результатов промежуточной аттестации:

Красный уровень – Программа не усвоена.

Жёлтый уровень – Программа частично усвоена.

Зелёный уровень – Программа усвоена в полном объёме.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 464 «Лукоморье»

Протокол  промежуточной аттестации по завершении дополнительной общеразвивающей программы «Английский язык» (5-6 лет)

Форма проведения: наблюдение

Педагогический работник, реализующий дополнительную общеразвивающую программу______________________________________

 

 

 

№ п/п

 

 

Фамилия,

имя

ребенка

В области аудирования В области говорения
Понимает реплики педагога детей Стихи, 

песни

Умеет здороваться, прощаться, благодарить Умеет представлять себя Называет основные цвета 

 

Считает от 1 

до 10

Называет времена года Называет фрукты Называет  овощи Называет членов семьи Называет предметы мебели Составляет логический рассказ об игрушках (животных) Знает наизусть стихи, 

рифмовки, песни

 

Правильно отвечает на вопросы
1
2

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 464 «Лукоморье»

Протокол  промежуточной аттестации по завершении дополнительной общеразвивающей программы «Английский язык» (6-7 лет)

Форма проведения: наблюдение

Педагогический работник, реализующий дополнительную общеразвивающую программу______________________________________

 

 

 

№ п/п

 

 

Фамилия,

имя

ребенка

В области аудирования В области говорения
Понимает реплики педагога детей Стихи, 

песни

Умеет здороваться, прощаться, благодарить Умеет представлять себя Произносит названия одежды Называет времена года, виды зимнего спорта Называет дни недели Называет членов семьи Называет предметы посуды Называет виды транспорта Правильно отвечает на вопросы Считает от 1 

до 20

Называет школьные принадлежности, алфавит Знает наизусть стихи, 

рифмовки, песни

 

1
2

 

 

Используемые технологии:

  1. М.Л. Филина Комплексная программа обучения английскому языку детей 4-7 лет: планирование, занятия, игры, творческие мероприятия. – Изд. 3-ие. – Волгоград: Методкнига.
  2. И.А. Шишкова, М.Е. Вербовская Английский для малышей. – М.: РОСМЭН, 2013.

 

WordPress Lessons