Рабочая программа воспитания
№ п/п | Содержание | Страницы |
Пояснительная записка | 3 | |
1. | Особенности воспитательного процесса в детском саду | 3 |
2. | Цель и задачи воспитания | 5 |
3. | Виды, формы и содержание воспитательной деятельности | 6 |
3.1. | Модуль «Общесадиковые мероприятия» | 7 |
3.2. | Модуль «Образовательная деятельность» | 8 |
3.3. | Модуль «Фольклорные мероприятия» | 9 |
3.4. | Модуль «Ранняя профориентация» | 10 |
3.5. | Модуль «Развивающая предметно-пространственная среда» | 11 |
3.6. | Модуль «Взаимодействие с родителями» | 12 |
4. | Основные направления самоанализа воспитательной работы | 13 |
Календарный план воспитательной работы | 15 |
Пояснительная записка.
Рабочая программа воспитания (далее – Программа) определяет содержание и организацию воспитательной работы на уровне дошкольного образования в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 464 «Лукоморье» (далее – ДОУ).
Содержание Программы разработано на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ, и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.
Содержание воспитательной деятельности разработано на основе модульного принципа. Модули – это конкретные воспитательные практики, которые реализуются в дошкольном учреждении. Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных в Программе задач воспитания. То есть: одна задача – один модуль.
К Программе прилагается календарный план воспитательной работы.
1. Особенности воспитательного процесса в детском саду
В МАДОУ «Детский сад № 464 «Лукоморье» образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Процесс воспитания в ДОУ основывается на общепедагогических принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт 1.2.):
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется в как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д.
Воспитательный процесс в МАДОУ «Детский сад № 464 «Лукоморье» организуется в развивающей предметно-пространственной среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием.
Приоритетным в воспитательном процессе МАДОУ является физическое воспитание и развитие воспитанников. Успех этого направления зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов. Двигательный режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответствии с возрастом детей. Ориентировочная продолжительность ежедневной двигательной активности малышей устанавливается в следующих пределах: младший дошкольный возраст – до 3–4 часов, старший дошкольный возраст – до 4–5 часов. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, самостоятельной двигательной деятельности.
Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей.
Для МАДОУ важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, тренинги, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, кружки, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, экскурсий.
2. Цель и задачи воспитания.
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Базовые национальные ценности:
Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам и подвигам ради неё.
Социальная солидарность – единство убеждений и действий, взаимная помощь и поддержка, основанные на общности интересов и необходимости осуществления общих целей.
Гражданственность - качество, выраженное в глубоком осознании человеком своей принадлежности к обществу, в котором он живет, а также в осознании совокупности своих прав, обязанностей по отношению к обществу, в готовности добровольно следовать предписаниям его морали и закона; в более общем значении — забота об общественном благе, концентрация помыслов и чувств на идее гражданского долга.
Семья - социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками: добровольностью вступления в брак; члены семьи связаны общностью быта; вступлением в брачные отношения; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.
Труд и творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Среди людей, владеющих каким-либо ремеслом, есть такие, которые вызывают восторг от результатов его труда.
Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа
Традиционные религии - ранняя форма религии, традиционные верования. Этот термин также используется для обозначения религий народов, которые изначально жили на территории какого-либо государства или на территориях на протяжении длительного времени.
Искусство и литература – одна из наиболее общих категорий эстетики, искусствознания и художественной практики. Обычно под искусством подразумевают образное осмысление действительности…
Природа – материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук
Человечество – совокупность всех людей. Ввиду высокого уровня социального развития, антропологические различия между людьми дополняются культурными (в значительно большей степени, чем у других социальных животных).
Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Исходя из воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях общая цель воспитания в ДОУ: формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.
Воспитание личности ребенка происходит только в процессе вовлечения его в социально значимую деятельность. В деятельности ребенок получает социальные знания, у него развивается позитивное отношение к общественным ценностям, приобретается опыт участия в социально важных делах.
Принимая во внимание цель и деятельностный характер воспитания, мы определили конкретные задачи:
- Поддерживать традиции МАДОУ в проведении общесадиковых социально значимых и досуговых мероприятий.
- Использовать в воспитании детей возможности образовательной деятельности (ОД).
- Приобщать к традициям, истории и культуре своей Родины, своего народа и родного края на основе фольклора.
- Организовать раннюю профориентационную работу с детьми дошкольного возраста.
- Использовать воспитательный ресурс развивающей предметно-пространственной среды МАДОУ.
- Организовать конструктивное взаимодействие педагогов МАДОУ и семьи по воспитанию ребенка дошкольного возраста.
Цель и конкретные задачи воспитания позволяют выделить целевые приоритеты. В воспитании детей дошкольного школьного возраста таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения детьми социально значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть вежливым, послушным, доброжелательным, отзывчивым;
- уважать старших и заботиться о младших;
- стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
- быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца;
- любить своих родителей, свой родной край и свое Отчество;
- беречь и охранять окружающую природу;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни.
На основе знаний у ребенка складываются элементарные моральные суждения и оценки (что такое «хорошо» и что такое «плохо»), а общепринятые нормы и правила поведения начинают выступать для него как регулятор взаимоотношений между людьми и как нравственная норма своего поведения.
3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы МАДОУ «Детский сад № 464 «Лукоморье». Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Общесадиковые мероприятия».
Конкурсные и праздничные мероприятия, физкультурно-спортивные соревнования – главные традиционные события в ДОУ, которые организуются для всех детей. Мероприятия, предусмотренные Календарем образовательных событий и знаменательных дат РФ, также частично ревизуются через общесадиковые мероприятия. К таким мероприятиям готовятся и дети, и взрослые (педагоги, родители). Характер проводимых мероприятий всегда является эмоционально насыщенным, активным, познавательным, с разнообразной детской деятельностью.
Тематика традиционных мероприятий определяется исходя из необходимости обогащения детского опыта, приобщения к ценностям, истории и культуре своего народа.
Характер проводимых мероприятий является в первую очередь социально-активным, формирующим у участников позицию активного гражданина, прилагающего усилия для блага других, познавательным, продуктивным – всегда есть результат деятельности, выраженный в конкретном продукте.
Традиционным для дошкольного учреждения является проведение: на уровне ДОУ:
- общественно-политических праздников («День Победы», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «Международный день защиты детей»)
- сезонных праздников («Осенний праздник», «Весенний праздник», «Новогодний праздник», «Зимний спортивный праздник», «Масленица», «Летний спортивный праздник»)
- тематических мероприятий («День здоровья», «Юные знатоки дорожного движения», «Неделя театральных афиш и постановок»)
- социальных и экологических акций («Осенняя ярмарка», «Вместе соберем макулатуру», «Нарядная елочка – живая иголочка», «Поможем зимующим птицам», «Берегите первоцветы», «День Земли»).
Традиционным для дошкольного учреждения является проведение: на уровне группы:
- «День именинника»
- «Гость группы»
- «Прогулка в парке»
Виды совместной деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, художественно-эстетическая.
Основные формы и содержание деятельности:
- Проекты. В настоящее время проекты являются самой распространенной формой взаимодействия всех участников образовательных отношений. Традиционные события оформляются в различные проекты, где предусматриваются различные виды детской деятельности и формы проведения. В конце каждого проекта проводится итоговое мероприятие.
- Совместные игры. Это одна из основных форм воспитательного воздействия в процессе проведения традиционных мероприятий.
Применяются различные виды игр: сюжетно-ролевые, творческие, дидактические, подвижные и малоподвижные, народные, игры-драматизации, квест-игры.
- Выставки. По тематике многих мероприятий проводятся выставки: информационные, фотовыставки, декоративно-прикладного искусства, экологические, социальные. Традиционными в ДОУ стали выставки детских работ «Мой папа самый-самый!», «Милая мамочка», «День Победы», фотовыставки «Лето красное-прекрасное», «Спорт в каждой семье», «Люблю тебя, мой край родной».
- Творческие выставки. На выставках представляются творческие работы детей. Активно привлекаются родители для оформления выставок совместного творчества с детьми по различным направлениям.
- Социальные и экологические акции. В акциях принимают участие сотрудники, родители и воспитанники ДОУ. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, социокультурные и экологические навыки, активную жизненную позицию.
- Конкурсы, викторины. Эти мероприятия имеют познавательное содержание и проходят в развлекательной форме.
- Музыкально-театрализованные представления. Данные представления проводятся в виде концертов, театральных постановок, развлечений, музыкальной или театральной гостиной.
- Спортивные и оздоровительные мероприятия. В рамках многих традиционных событий предусматриваются различные виды двигательной деятельности (физкультурные досуги, соревнования, эстафеты), которые развивают у детей потребность в здоровом образе жизни и воспитывают любовь к спорту.
3.2. Модуль «Образовательная деятельность».
В детском саду процессы обучения и воспитания взаимосвязаны и неразрывны. Не получится обучать ребенка, не воспитывая его, и наоборот: воспитательный процесс предполагает обучение чему-либо.
Тем не менее, в ДОУ усилена воспитательная составляющая образовательной деятельности (ОД), где особое внимание уделяется развитию таких качеств личности ребенка как: нравственность, патриотизм, трудолюбие, доброжелательность, любознательность, инициативность, самостоятельность и др.
В содержание ОД включается материал, который отражает духовно-нравственные, гражданско-патриотические ценности и культурные традиции России.
Образовательная деятельность с детьми предполагает организацию и проведение воспитателем таких форм, как:
- тематические занятие
- дидактическая игра
- игровое упражнение
- игра-путешествие
- чтение
- беседа/разговор
- ситуация
- театрализованные игры и инсценировки
- наблюдения
- экскурсии, пешеходные прогулки.
Характер проводимых мероприятий призван привлечь внимание воспитанников к ценностному аспекту изучаемых в рамках образовательной деятельности явлений, знакомство с социально значимой информацией, инициирование ее обсуждения, высказывания детей своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения, обмена личным опытом.
Основное назначение данного модуля состоит в использование воспитательного потенциала содержания образовательной деятельности через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в группе.
3.3. Модуль «Фольклорные мероприятия».
Фольклорные мероприятия могут пересекаться с праздниками, но существенно отличаются от остальных воспитательных мероприятий детского сада тем, что направлены на раскрытие социокультурных ценностей нашего народа, знакомство детей с отечественными традициями и праздниками, многообразием стран и народов мира, их обычаями.
При проведении фольклорного мероприятия важно продумать его форму и сценарий. Например, это могут быть «Ярмарка», «Гуляние», «Посиделки». После этого выстраивается композиция, определяется очередность развития событий, кульминация мероприятия. Сценарий завершается развязкой.
Педагоги, занятые в организации фольклорного мероприятия должны учитывать важность поисковых действий и предварительной работы, построенных в каждом случае на взаимодействии и сотрудничестве взрослых и дошкольников. Например, показать ребенку историю народной игрушки (игрушки разных народов России, где их изготовляют; особенности народных деревянных, глиняных, соломенных, тряпичных игрушек и т. д.) невозможно без посещения музеев, выставок, конкурсов. Дошкольнику не обойтись без помощи взрослого при рисовании «Информационных карточек», изготовлении игрушек.
В основе фольклорных мероприятий лежит комплексный подход к воспитанию и развитию дошкольников:
- формирование духовно-нравственных норм и ценностей;
- раскрепощение, снятие эмоционального напряжения;
- социализация, развитие коммуникативных навыков;
В процессе проведения фольклорного мероприятия ребенок участвует в разных видах деятельности, организованных согласно принципам природосообразности детей: игровой, музыкальной, театрализованной и коммуникативной.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора, художественно-эстетическая.
Основные формы и содержание деятельности:
1. Образовательная деятельность. В рамках данной деятельности происходит приобщение детей к народному и профессиональному искусству. Дети знакомятся с элементарными видами и жанрами искусства и средствами выразительности, развивают и совершенствуют умения в рисовании, лепке и аппликации, прикладном творчестве.
2. Экскурсии. Педагогами продумываются экскурсии, которые проводятся для детей. Экскурсоводами могут являться не только воспитатели, но и дети.
3. «Фольклорные посиделки». При ознакомлении детей с историей и культурой родного края или России обязательно включают произведения народного (регионального) фольклора. Используют потешки, стихи, песни, сказки, игры. Знакомятся с персонажами национального фольклора.
4. Проектная деятельность рассматривается нами как одна из наиболее действенных и результативных форм организации взаимодействия с детьми, при которой всесторонне развивается ребенок дошкольного возраста. Благодаря проектам активизируется речевая, творческая, познавательная деятельность, формируются и закрепляются знания по тематике музеев у всех участников: детей, педагогов, родителей.
5. Театрализованные постановки. На основе знакомых литературных детских произведений или разработанных педагогами сценариев, организуются творческие мини-спектакли. Театрализованная деятельность стимулирует развитие личностных качеств и эстетических чувств.
3.4. Модуль «Ранняя профориентация».
Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их социализации в окружающем мире.
С помощью ранней профориентации у ребенка-дошкольника начинают формироваться личностные механизмы поведения, возрастает интерес к окружающему социуму, к труду взрослых, развивается эмоциональная сфера его личности, происходит становление ценностных предпочтений к той или иной профессии.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора, художественно-эстетическая.
Основные формы и содержание деятельности:
- Беседы. Эта форма является важной составляющей при формировании у дошкольников представлений о труде взрослых. Посредством беседы педагог не только знакомит детей с различными профессиями, но и представляет значимость и полезность труда для общества, способствует воспитанию у детей эмоционально-ценностного отношения к труду.
- Образовательная деятельность. В ДОУ разработаны конспекты занятий по ознакомлению детей с профессиями воспитателя, учителя, врача, повара, водителя, полицейского, сотрудника МЧС и др. Имеются наглядные пособия, информационно-познавательные презентации.
- Чтение литературы. В ДОУ собраны разнообразные произведения детской художественной литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность. В процессе обсуждения педагоги обращают внимание дошкольников на трудолюбивых героев и персонажей произведений, на особенности и результаты трудовой деятельности. Дети знакомятся с тематическими стихами, пословицами, поговорками.
- Профориентационные игры. Применяются разнообразные игры, способствующие ознакомлению с профессиями: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные. В игре появляется возможность проявить свои знания и умения. Особое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм.
- «Гость группы». Педагоги совместно с родителями организуют для детей тематические встречи с людьми различных профессий. В ходе встреч дети в занимательной форме получают информацию о той или иной профессии, имеют возможность самим воплотить деятельность профессии.
- Экскурсии на производство. Благодаря экскурсиям дети получают возможность увидеть реальные условия, существенные характеристики и особенности той или иной профессии, лично познакомиться с представителями профессии. Экскурсии имеют большой воспитательный потенциал в воспитании у детей уважения и любви к труду.
- Хозяйственно-бытовой труд. Это активная форма общения и взаимопомощи в детской среде, способствующая ранней позитивной социализации и ранней профориентации ребенка. В процессе различных видов хозяйственно-бытового труда у детей формируются элементарные трудовые навыки и умения, развиваются социальные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, самоконтроль и самосознание.
- «Мастерская профессий». Педагоги совместно с детьми и родителями оформляют лэпбуки по профессиям, изготавливают атрибуты к играм, конструируют. В изобразительной деятельности отображают свои знания и отношение к профессиям.
- Проекты. Педагоги совместно с родителями разрабатывают проекты о разных профессиях. Проектная деятельность объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс и дает возможность построить взаимодействие на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
3.5. Модуль «Развивающая предметно-пространственная среда».
Немаловажную роль в воспитании детей имеет развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС). При грамотном проектировании РППС в группе и других помещениях детского сада объекты предметной среды положительно воздействуют на эмоциональное состояние ребенка, способствуют его психологической безопасности.
Необходимым компонентом воспитания является и художественно-эстетическое оформление предметного пространства ДОУ самими детьми.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, трудовая, художественно-эстетическая.
Основные формы и содержание деятельности:
1. Совместное оформление интерьера группы. Дети совместно с педагогами оформляют Центры активности в группе. Например, изготавливают «книжки-малышки» в «Уголок книги», лепят посуду для кукол в «Кукольный уголок», делают стаканчики для карандашей и кисточек в «Центр рисования» и т.д. Воспитательная ценность заключается в том, что дети сначала изготавливают какие-то предметы и затем применяют их в процессе различных видов деятельности. Таким образом, дошкольники осознают полезность своего труда.
2.Совместное оформление помещений ДОУ. В рекреациях, коридорах, лестничных пролетах, вестибюле детского сада оформляются фотовыставки, фотоотчеты, экспозиции рисунков и поделок детей. Это позволяет воспитанникам реализовать свой творческий потенциал, а также познакомиться с работами и интересными делами других детей.
3.Событийный дизайн. Данная форма взаимодействия подразумевает оформление предметно-пространственной среды ДОУ к значимым событиям и праздникам. Это могут быть: Новый год, День Победы, Международный женский день и другие конкретные событийные мероприятия. Дети совместно со взрослыми изготавливают атрибуты, подарки, сувениры, рисуют открытки, флажки, цветочки и пр.
4. Благоустройство территории ДОУ. Педагоги приобщают дошкольников не только к уборке территории детского сада, но и к посильной помощи в озеленении и благоустройстве участков, тем самым обогащают художественно-эстетический опыт ребенка и обеспечивают гармоничное взаимодействие ребенка с окружающим миром.
3.6. Модуль «Взаимодействие с родителями».
Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся важнейшим условием эффективности воспитания детей.
Более того, в соответствии с ФГОС ДО сотрудничество с родителями является одним из основных принципов дошкольного образования.
Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей в работе ДОУ, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам.
Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений.
Основные формы и содержание работы с родителями:
- Анкетирование. Данная форма используется с целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей и запросов родителей. Способствует установлению контактов, а также для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
- Консультации. Это самая распространенная форма психолого-педагогической поддержки и просвещения родителей. Проводятся индивидуальные и групповые консультации по различным вопросам воспитания ребенка.
- Клуб «Родные люди». Добровольное объединение родителей. Раз в месяц проводятся тематические встречи, на которых педагог-психолог совместно с педагогами помогает семьям находить ответы на интересующие их вопросы в воспитании детей, привлекает их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребенка. В результате у родителей формируются педагогические умения по различным вопросам воспитания детей.
- «Родительская почта». В детском саду организована дистанционная форма сотрудничества ДОУ с родителями. Взаимодействие происходит через мессенджер Viber. Такая форма общения позволяет родителям уточнить различные вопросы, пополнить педагогические знания, обсудить проблемы.
- Праздники, фестивали, конкурсы, соревнования. Регулярно проводятся совместные с родителями мероприятия, которые включают в общее интересное дело всех участников образовательных отношений. Тем самым оптимизируются отношения родителей и детей, родителей и педагогов, педагогов и детей.
- «Мастер-классы». В рамках данной формы сотрудничества родители и педагоги (часто при участии детей) совместно изготавливают атрибуты и пособия для игр, развлечений и других мероприятий.
- Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам обучения, воспитания, оздоровления и развития детей.
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы.
Самоанализ организуемой в МАДОУ «Детский сад № 464 «Лукоморье» воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами ДОУ.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в МАДОУ «Детский сад № 464 «Лукоморье», являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.
Основными объектами анализа, организуемого в МАДОУ «Детский сад № 464 «Лукоморье» воспитательного процесса являются:
- 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы.
Анализ осуществляется воспитателями совместно с заместителем заведующего и старшим воспитателем с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета МАДОУ.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
- 2. Состояние организуемой совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в дошкольном учреждении интересной, событийно-насыщенной и личностно-развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ воспитателями, заместителем заведующего и старшим воспитателем.
Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета МАДОУ.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых социально значимых образовательных и досуговых мероприятий (праздники, экскурсии, развлечения, фольклорных мероприятия и др.);
- качеством использования в воспитании детей возможности образовательной деятельности (ОД);
- качеством проводимых мероприятий по приобщению к традициям, истории и культуре своей Родины, своего народа и родного края на основе фольклора;
- качеством организации ранней профориентационной работы с детьми дошкольного возраста;
- качеством организации РППС, как воспитательный ресурс;
- качеством взаимодействия ДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников.
Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МАДОУ «Детский сад № 464 «Лукоморье» является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
Календарный план воспитательной работы.
Модуль «Общесадиковые мероприятия».
ПРАЗДНИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ТРАДИЦИИ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ, КОНКУРСЫ И СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ДОУ
Календарный период | Возрастные группы | ||||
1-ая младшая группа | 2-ая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа | |
Сентябрь | Тематическое развлечение «Здравствуй, детский сад!» | Тематическое развлечение «День знаний» | |||
Проведение смотр-конкурса «Осенняя ярмарка» | |||||
Октябрь | Проведение конкурса «Неделя театральных афиш и постановок» в рамках утренника «Осенний праздник» | ||||
Тематическое развлечение совместно с родителями «Прогулка в парке» | |||||
Ноябрь | «Мы для мамы песенку споем!» – поздравительное мероприятие для мам группы. | Поздравительное мероприятие «Моя любимая мама» | Поздравительное мероприятие «Моя любимая мама» | Поздравительное мероприятие «Поздравляем с днем матери!» | Поздравительное мероприятие ««Поздравляем с днем матери!» |
Шахматно-шашечный турнир | |||||
Организация совместно с детьми и родителями сбора макулатуры (конкурс) «Сохраним лес!» | |||||
Декабрь | Тематическое развлечение «День именинника» | ||||
Утренник «Новогодний праздник» | Утренник «Новогодний праздник» | Утренник «Новогодний праздник» | Утренник «Новогодний праздник» | Утренник «Новогодний праздник» | |
Проведение экологической акции (конкурс) с детьми совместно с родителями «Нарядная елочка – живая иголочка» | |||||
Январь | Спортивное развлечение «Зимний спортивный праздник» | Спортивное развлечение «Зимний спортивный праздник» | Спортивное развлечение «Зимний спортивный праздник» | ||
Развлечение «Ёлочка, прощай! | Конкурс стихов для Деда Мороза | Конкурс стихов для Деда Мороза | Конкурс стихов для Деда Мороза | ||
Проведение экологической акции (конкурс) с детьми совместно с родителями «Поможем зимующим птицам»
Конкурс педагогов совместно с родителями «Зимний участок» |
|||||
Февраль | Утренник «День защитника Отечества» | Утренник «День защитника Отечества» | Утренник «День защитника Отечества» | ||
Проведение совместно с родителями тематического развлечения «Эх, Масленица!» | |||||
Март | Утренник «Мамин праздник» | Утренник «8 Марта» | Утренник «8 Марта» | Утренник «Международный женский день» | |
Проведение с родителями мастер-класс «Букет для второй половинки», посвященного Международному женскому дню.
|
|||||
Апрель | Тематическое развлечение «День именинника» | ||||
Проведение экологического праздника «День Земли».
Проведение тематического развлечения с детьми старшего дошкольного возраста «Доброта нужна всем людям» |
|||||
Утренник «Весенний праздник» | Утренник «До свидания, детский сад!» | ||||
Проведение экологической акции (конкурс) с детьми совместно с родителями «Берегите первоцветы». | |||||
Май | Проведение мастер-класса совместно с родителями и детьми на тему «Открытка с Днем Победы». | ||||
Конкурс педагогов совместно с родителями «Участок летом» | |||||
Июнь | Спортивно-музыкальное развлечение «Вот и лето пришло!»
Тематическое развлечение «Строим из песка» Физкультурный досуг «Дружные ребята» Тематическое развлечение «Мы любим игрушки» |
Физкультурный досуг «С мячом играем – здоровье укрепляем!»
Тематическое развлечение «Правила дорожного движения» Физкультурный досуг «Сундучок с играми» Тематическое развлечение «День загадок» |
|||
Праздник «Международный день защиты детей» | |||||
Июль | |||||
Август | Спортивно-музыкальное развлечение «Вот и лето пришло!»
Тематическое развлечение «В гостях у Матрешки» Физкультурный досуг «Дружные ребята» |
Физкультурный досуг «С мячом играем – здоровье укрепляем!»
Тематическое развлечение «Тайна сокровищ Кощеюшки»
|
|||
День здоровья «Летний спортивный праздник» |
КОНКУРСЫ, АКЦИИ, МЕРОПРИЯТИЯ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛИТЕТА
Календарный период | Наименование мероприятия | Возраст |
Сентябрь | Спортивные соревнования «Веселые старты» | Старший дошкольный возраст |
Октябрь | Смотр-конкурс «Юные знатоки дорожного движения» | Старший дошкольный возраст |
Ноябрь | Шахматно-шашечный турнир | Старший дошкольный возраст |
Март | Конкурс декоративно-прикладного творчества «Пасха Красная» | Старший дошкольный возраст |
Март | Песенный фестиваль «Сормовские соловушки» | Старший дошкольный возраст |
Апрель | Мини-футбол | Старший дошкольный возраст |
Апрель | Конкурс детского рисунка «Мамочка – мой ангел» | Старший дошкольный возраст |
Модуль «Образовательная деятельность».
Календарный период | Возрастные группы | |||||
1-ая младшая группа | 2-ая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа | ||
Сентябрь |
|
Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы, экскурсия на тему «Детский сад»
Экскурсии по детскому саду с целью ознакомления профессий взрослых. |
Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы на тему «День знаний»
Экскурсии по детскому саду с целью ознакомления профессий взрослых. |
Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы на темы «Праздник знаний», «Профессии села» | Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы на темы «Праздник знаний»
|
|
Октябрь | Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы на тему «Я и моя семья. Профессии моих родителей» | Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы на тему «Я и моя семья. Профессии моих родителей» | Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы на темы «Дом, в котором я живу», «Мой город», «Земля – наш общий дом» | |||
Ноябрь | Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы на темы «Я – человек. Моя семья», «Я – человек. Мы девочки и мальчики», «Россия – мой дом. Мой родной город – Нижний Новгород», «Дом, в котором я живу». | Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы на темы «Россия – моя страна», «Главный город России – Москва», «Моя малая Родина – город Нижний Новгород» | Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы на темы «Родная страна», «Главный город России – Москва», «Символы России» | Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы на темы «Моя Родина – Россия. Праздники нашей страны», «Гимн, флаг, герб России», «Москва – столица России», «Герои России» | ||
Декабрь | ||||||
Январь | Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы на тему «Приметы матушки Зимы» | |||||
Февраль | Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы на темы «Защитники Отечества», «Профессии» | Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы на темы «Герои – богатыри», «Праздник День защитника Отечества» | Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы на темы «Герои нашей страны», «Наша армия», «Праздник День защитника Отечества» | Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы на темы «Почетное звание – солдат», «Будущие защитники Родины», «День защитника Отечества» | ||
Март | Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы, инсценировки на тему «Очень я люблю маму милую мою!» | Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы, инсценировки на темы «Традиции и обычаи народов России», «Народные игрушки», «Люблю свой край родной» | Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы, инсценировки на темы «Мамин праздник», «Традиции и обычаи нашего народа», «Народные игрушки», «Мой родной край» | Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы, инсценировки на темы «Мамин день», «Традиции и обычаи нашего народа», «Родной край» | ||
Апрель | Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы на тему «День Земли» | Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы на тему «День Земли» | Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы на темы «Космические дали», «День Земли», «Праздник весны и труда» | Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы на темы «Герои космоса», «День Земли», «Праздник весны и труда» | ||
Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы на темы «Великий день – победный день», «До свидания, детский сад!», «Здравствуй, школа!»
Тематическое занятие «День Победы»
Экскурсия на площадь Славы к вечному огню |
||||||
Май | Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы на тему «Это День Победы!» | Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы на тему «Этот славный День Победы! Герои Великой Отечественной Войны» | Беседы, дидактические игры, игровые ситуации и упражнения, чтение художественной литературы на тему «Великий День Победы! Герои Великой Отечественной Войны», «Мой любимый детский сад»
Тематическое занятие «День Победы»
Экскурсия на площадь Славы к вечному огню |
В подготовительной к школе группе реализуется часть ОП ДО МАДОУ, формируемая участниками образовательных отношений («Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие»/под редакцией Н.Г. Комратовой, Л.Ф. Грибовой. – М.: ТЦ Сфера, 2007)
Модуль «Фольклорные мероприятия».
Календарный период | Возрастные группы | ||||||
1-ая младшая группа | 2-ая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа | |||
Сентябрь | Организация образовательной деятельности с детьми по приобщению к народному и профессиональному искусству
Беседы и организация тематических выставок различных видов и жанров искусства |
||||||
Проведение фольклорного праздника «Осенняя ярмарка» (смотр-конкурс) совместно с родителями
|
|||||||
Октябрь | Организация образовательной деятельности с детьми по приобщению к народному и профессиональному искусству
Организация творческих мини-спектаклей |
Организация образовательной деятельности с детьми по приобщению к народному и профессиональному искусству
Беседы и организация тематических выставок различных видов и жанров искусства |
|||||
Организация творческих мини-спектаклей | Организация творческих мини-спектаклей | Организация экскурсии с детьми в музей деревянной скульптуры им А. Новикова Сормовского района
Разработка проектов на темы народно-прикладного и профессионального искусства Организация творческих мини-спектаклей |
|||||
Ноябрь | Организация образовательной деятельности с детьми по приобщению к народному и профессиональному искусству | Организация образовательной деятельности с детьми по приобщению к народному и профессиональному искусству
Беседы и организация тематических выставок различных видов и жанров искусства |
|||||
Организация концерта для детей ДОУ силами преподавателей и учащихся музыкальной школы № 11 Сормовского района | |||||||
Декабрь | Организация образовательной деятельности с детьми по приобщению к народному и профессиональному искусству | Организация образовательной деятельности с детьми по приобщению к народному и профессиональному искусству
Беседы и организация тематических выставок различных видов и жанров искусства |
|||||
Организация экскурсии с детьми на фабрику ёлочных игрушек «Ариэль» | |||||||
Январь | Организация образовательной деятельности с детьми по приобщению к народному и профессиональному искусству | Организация образовательной деятельности с детьми по приобщению к народному и профессиональному искусству
Беседы и организация тематических выставок различных видов и жанров искусства |
|||||
Организация совместно с детьми и родителями «Фольклорных посиделок»
Организация творческих мини-спектаклей
|
|||||||
Февраль | Организация образовательной деятельности с детьми по приобщению к народному и профессиональному искусству | Организация образовательной деятельности с детьми по приобщению к народному и профессиональному искусству
Беседы и организация тематических выставок различных видов и жанров искусства |
|||||
Разработка проектов на темы народно-прикладного и профессионального искусства | |||||||
Март | Организация образовательной деятельности с детьми по приобщению к народному и профессиональному искусству | Организация образовательной деятельности с детьми по приобщению к народному и профессиональному искусству
Беседы и организация тематических выставок различных видов и жанров искусства Организация творческих мини-спектаклей |
|||||
Проведение фольклорного праздника «Эх, Масленица!» | |||||||
Апрель | Организация образовательной деятельности с детьми по приобщению к народному и профессиональному искусству | Организация образовательной деятельности с детьми по приобщению к народному и профессиональному искусству
Беседы и организация тематических выставок различных видов и жанров искусства |
|||||
Организация творческих мини-спектаклей | Организация творческих мини-спектаклей | Организация экскурсии с детьми в детскую художественную школу № 3 Сормовского района
Разработка проектов на темы народно-прикладного и профессионального искусства Организация творческих мини-спектаклей |
|||||
Май | Организация образовательной деятельности с детьми по приобщению к народному и профессиональному искусству | Организация образовательной деятельности с детьми по приобщению к народному и профессиональному искусству
Беседы и организация тематических выставок различных видов и жанров искусства |
|||||
Модуль «Ранняя профориентация».
Календарный период | Возрастные группы | ||||
1-ая младшая группа | 2-ая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа | |
Сентябрь | Чтение потешек и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Поручения по выполнению трудовых действий |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Экскурсии по детскому саду с целью ознакомления профессий взрослых. |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Экскурсии по детскому саду с целью ознакомления профессий взрослых.
|
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Экскурсия в МБОУ «Школа № 117» Сормовского района с целью ознакомления профессий взрослых.
Организация «Мастерской профессий»
Организация дежурства (по столовой, подготовка материалов к занятиям)
Разработка проектов о разных профессиях |
|
Октябрь | Чтение потешек и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Поручения по выполнению трудовых действий |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Беседа «Профессия шофер»
Поручения по выполнению трудовых действий
|
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Рассматривание альбома «Профессии» Поручения по выполнению трудовых действий (подготовка материалов к занятиям) Организация дежурства (по столовой) Беседа «Профессия врач» |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Фотовыставка «Профессии наших родителей» Организация «Мастерской профессий»
Организация дежурства (по столовой, подготовка материалов к занятиям)
Беседа «Профессия строитель»
Разработка проектов о разных профессиях |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Рубрика «Гость группы» с целью ознакомления профессий взрослых.
Организация дежурства (по столовой, подготовка материалов к занятиям)
Организация «Мастерской профессий»
Беседа «Профессия экскурсовод»
Разработка проектов о разных профессиях |
Сюжетно-ролевые игры по знакомым профессиям | |||||
Ноябрь | Чтение потешек и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Поручения по выполнению трудовых действий |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Поручения по выполнению трудовых действий |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Фотовыставка «Профессии наших родителей»
Поручения по выполнению трудовых действий (подготовка материалов к занятиям)
Организация дежурства (по столовой) |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Экскурсия в Пожарную часть № 30 Сормовского района с целью ознакомления профессий взрослых.
Организация дежурства (по столовой, подготовка материалов к занятиям)
Организация «Мастерской профессий»
Разработка проектов о разных профессиях
|
|
Сюжетно-ролевые игры по знакомым профессиям | |||||
Декабрь | Чтение потешек и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Поручения по выполнению трудовых действий |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Рассматривание альбома «Профессии»
Поручения по выполнению трудовых действий Беседа «Профессия врач» |
Поручения по выполнению трудовых действий (подготовка материалов к занятиям)
Организация дежурства (по столовой) Беседа «Профессия продавец» |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Рубрика «Гость группы» с целью ознакомления профессий взрослых.
Беседа «Профессия почтальон»
Организация дежурства (по столовой, подготовка материалов к занятиям)
Организация «Мастерской профессий»
Разработка проектов о разных профессиях |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Рубрика «Гость группы» с целью ознакомления профессий взрослых.
Беседа «Профессия аптека»
Организация дежурства (по столовой, подготовка материалов к занятиям)
Организация «Мастерской профессий»
Разработка проектов о разных профессиях |
Сюжетно-ролевые игры по знакомым профессиям | |||||
Январь | Чтение потешек и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Поручения по выполнению трудовых действий |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Поручения по выполнению трудовых действий |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Поручения по выполнению трудовых действий (подготовка материалов к занятиям)
Организация дежурства (по столовой) |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Экскурсия на кондитерскую фабрику Сормовского района с целью ознакомления профессий взрослых.
Организация дежурства (по столовой, подготовка материалов к занятиям)
Организация «Мастерской профессий»
Разработка проектов о разных профессиях |
|
Сюжетно-ролевые игры по знакомым профессиям | |||||
Февраль | Чтение потешек и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Поручения по выполнению трудовых действий |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Фотовыставка «Профессии наших мам и пап»
Поручения по выполнению трудовых действий
Беседа «Профессия парикмахер» |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Поручения по выполнению трудовых действий (подготовка материалов к занятиям)
Организация дежурства (по столовой)
Беседа «Профессия парикмахер» |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Рубрика «Гость группы» с целью ознакомления профессий взрослых.
Беседа «Профессия врач стоматолог»
Организация дежурства (по столовой, подготовка материалов к занятиям)
Организация «Мастерской профессий»
Разработка проектов о разных профессиях |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Фотовыставка «Почетное звание солдат»
Беседа «Профессия военный»
Организация дежурства (по столовой, подготовка материалов к занятиям)
Организация «Мастерской профессий»
Разработка проектов о разных профессиях |
Сюжетно-ролевые игры по знакомым профессиям | |||||
Март | Чтение потешек и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Поручения по выполнению трудовых действий
|
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Поручения по выполнению трудовых действий |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Поручения по выполнению трудовых действий (подготовка материалов к занятиям)
Организация дежурства (по столовой) |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Экскурсия в Центральную городскую детскую библиотеку им. М. Горького (или в Детскую библиотеку им. А. Матросова) Сормовского района с целью ознакомления профессий взрослых.
Организация дежурства (по столовой, подготовка материалов к занятиям)
Организация «Мастерской профессий»
Разработка проектов о разных профессиях |
|
Сюжетно-ролевые игры по знакомым профессиям | |||||
Апрель | Чтение потешек и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Поручения по выполнению трудовых действий |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Поручения по выполнению трудовых действий Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Беседа «Профессия продавец» |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность. Беседа «Профессия повар»
Поручения по выполнению трудовых действий (подготовка материалов к занятиям)
Организация дежурства (по столовой) |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Фотовыставки «Космические дали», «Герои космоса» |
|
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Беседа «Профессия библиотекарь»
Организация дежурства (по столовой, подготовка материалов к занятиям)
Организация «Мастерской профессий»
Разработка проектов о разных профессиях |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Беседа «Профессия учитель» (воспитатель)
Организация дежурства (по столовой, подготовка материалов к занятиям)
Организация «Мастерской профессий»
Разработка проектов о разных профессиях |
||||
Сюжетно-ролевые игры по знакомым профессиям | |||||
Май | Чтение потешек и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Поручения по выполнению трудовых действий |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Поручения по выполнению трудовых действий |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Поручения по выполнению трудовых действий (подготовка материалов к занятиям)
Организация дежурства (по столовой) |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Рубрика «Гость группы» с целью ознакомления профессий взрослых.
Организация дежурства (по столовой, подготовка материалов к занятиям)
Организация «Мастерской профессий»
Разработка проектов о разных профессиях |
Чтение литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность.
Рубрика «Гость группы» с целью ознакомления профессий взрослых.
Организация дежурства (по столовой, подготовка материалов к занятиям)
Организация «Мастерской профессий»
Разработка проектов о разных профессиях |
Сюжетно-ролевые игры по знакомым профессиям |
Модуль «Развивающая предметно-пространственная среда».
Календарный период | Возрастные группы | ||||
1-ая младшая группа | 2-ая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа | |
Сентябрь | Участие в благоустройстве участка | Совместное оформление интерьера группы (оформление уголков активности в группе)
Совместное оформление помещений ДОУ (оформление фотовыставок, фотоотчетов, экспозиций рисунков и поделок детей) Участие в благоустройстве участка |
|||
Октябрь | Участие в благоустройстве участка | Совместное оформление интерьера группы (оформление уголков активности в группе)
Совместное оформление помещений ДОУ (оформление фотовыставок, фотоотчетов, экспозиций рисунков и поделок детей) Участие в благоустройстве участка |
|||
Ноябрь | Совместное оформление интерьера группы (оформление уголков активности в группе)
Совместное оформление помещений ДОУ (оформление фотовыставок, фотоотчетов, экспозиций рисунков и поделок детей) Совместное оформление группы к значимым событиям и праздникам |
||||
Декабрь | Совместное оформление группы к значимым событиям и праздникам
Участие в благоустройстве участка |
Совместное оформление интерьера группы (оформление уголков активности в группе)
Совместное оформление помещений ДОУ (оформление фотовыставок, фотоотчетов, экспозиций рисунков и поделок детей) Совместное оформление группы к значимым событиям и праздникам Участие в благоустройстве участка |
|||
Январь | Участие в благоустройстве участка | Совместное оформление интерьера группы (оформление уголков активности в группе)
Совместное оформление помещений ДОУ (оформление фотовыставок, фотоотчетов, экспозиций рисунков и поделок детей) Участие в благоустройстве участка |
|||
Февраль | Совместное оформление группы к значимым событиям и праздникам
Участие в благоустройстве участка |
Совместное оформление интерьера группы (оформление уголков активности в группе)
Совместное оформление помещений ДОУ (оформление фотовыставок, фотоотчетов, экспозиций рисунков и поделок детей) Совместное оформление группы к значимым событиям и праздникам Участие в благоустройстве участка |
|||
Март | Совместное оформление группы к значимым событиям и праздникам | Совместное оформление интерьера группы (оформление уголков активности в группе)
Совместное оформление помещений ДОУ (оформление фотовыставок, фотоотчетов, экспозиций рисунков и поделок детей) Совместное оформление группы к значимым событиям и праздникам |
|||
Апрель | Участие в благоустройстве участка | Совместное оформление интерьера группы (оформление уголков активности в группе)
Совместное оформление помещений ДОУ (оформление фотовыставок, фотоотчетов, экспозиций рисунков и поделок детей) Совместное оформление группы к значимым событиям и праздникам Участие в благоустройстве участка |
|||
Май | Участие в благоустройстве участка | Совместное оформление интерьера группы (оформление уголков активности в группе)
Совместное оформление помещений ДОУ (оформление фотовыставок, фотоотчетов, экспозиций рисунков и поделок детей) Совместное оформление группы к значимым событиям и праздникам Участие в благоустройстве участка |
Модуль «Взаимодействие с родителями».
Календарный период | Возрастные группы | |||||
1-ая младшая группа | 2-ая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа | ||
Сентябрь | Родительское собрание «В детский сад хожу без слез!» | Родительское собрание «В детский сад хожу без слез!» | Родительское собрание «Здоровье и безопасность детей в наших руках» | Родительское собрание «Здоровье и безопасность детей в наших руках» | Родительское собрание «Здоровье и безопасность детей в наших руках» | |
Социологический срез «Давайте познакомимся!» | ||||||
Проведение смотр-конкурса «Осенняя ярмарка» | ||||||
Заседание семейного клуба «Родные люди» (тема по запросам родителей, для каждой возрастной группы) | ||||||
Октябрь | Проведение конкурса «Неделя театральных афиш и постановок» в рамках утренника «Осенний праздник» | |||||
Тематическое развлечение совместно с родителями «Прогулка в парке» | ||||||
Ноябрь | Организация совместно с детьми и родителями сбора макулатуры (конкурс) «Сохраним лес!» | |||||
Декабрь | Проведение экологической акции (конкурс) с детьми совместно с родителями «Нарядная елочка – живая иголочка» | |||||
Январь | Проведение экологической акции (конкурс) с детьми совместно с родителями «Поможем зимующим птицам» | |||||
Конкурс педагогов совместно с родителями «Зимний участок» | ||||||
Организация совместно с детьми и родителями «Фольклорных посиделок» | ||||||
Февраль | Спортивные и тематические развлечения с родителями «Ай да папы!» | |||||
Проведение совместно с родителями тематического развлечения «Эх, Масленица!» | ||||||
Заседание семейного клуба «Родные люди» (тема по запросам родителей, для каждой возрастной группы) | ||||||
Март | Родительское собрание (по теме педагогического совета) | Родительское собрание (по теме педагогического совета) | Родительское собрание (по теме педагогического совета) | Родительское собрание (по теме педагогического совета) | Родительское собрание (по теме педагогического совета) | |
Проведение с родителями мастер-класс «Букет для второй половинки», посвященного Международному женскому дню. | ||||||
Апрель | ||||||
Проведение экологической акции (конкурс) с детьми совместно с родителями «Берегите первоцветы». | ||||||
Анкетирование родителей на степень удовлетворенности ими работой ДОУ | ||||||
Заседание семейного клуба «Родные люди» (тема по запросам родителей, для каждой возрастной группы) | ||||||
Май | Родительское собрание (итоговое) | Родительское собрание (итоговое) | Родительское собрание (итоговое) | Родительское собрание (итоговое) | Родительское собрание (итоговое) | |
Родительское собрание «Скоро, скоро в детский сад!» | ||||||
Конкурс педагогов совместно с родителями «Участок летом» | ||||||